Сибирские огни, 1988, № 8
нижнем звене образовательного конвейе ра — в детском саду и средней школе. И от эффективности как раз этих звеньев в зна чительной мере зависит успех работы вуза, техникума или ПТУ. И в этом,—^тут, право же, нет преувеличений,— конечная успеш ность производства и особенно науки. В ко торой, при всей внушительности количест венных показателей развития (они особенно хорошо смотрятся, если за точку отсчета принимается 1913 год), количество, как это случается, вопреки законам диалектики, не всегда переходит в должное качество. Тог да науку заполняет «середняк». И если вер но то, что научное открытие, как об этом не давно справедливо напомнил известный со циолог И. Бестужев-Лада, способно в счи танные годы преобразовать целую отрасль экономики, то столь же верна и обратная посылка — недостаточная эффективность на учных исследований на ином участке произ водства подобна неурожаю больших мас штабов («Новый мир», 1986, № 5),. Вот почему, предлагая совершить путеше- стййе в науку будущего, Бестужев-Лада на чинает его не с академического института, не с отраслевого НИИ, а со средней шко лы. Неблагодарное это д ел о— пересказы вать содержание очерка. Укажу лишь на то, что конструктивное начало исследования Бестужева-Лады — в тезисе об актуально сти очень глубокой интеграции высшей шко лы и научно-исследовательского института. Напомню, что модель такой интеграции от рабатывается сейчас в соответствии с пар тийно-правительственным постановлением на МВТУ им. Баумана, где традиционные факультеты превращаются в ряд самостоя тельных НИИ. Не забудем, что организационные начала такой интеграции заложены по инициативе и при непосредственном участии академика М. А. Лаврентьева в Новосибирском науч ном центре. Так что затеваемая реорганиза ция столичного вуза, как видите, восприни мает и ценные крупицы сибирского опыта... Академик Ж . И. Алферов в беседе с кор респондентами «Известий» специально выде ляет еще один аспект этой темы — более тесное «смыкание рядов» академической и отраслевой науки. Крупные академические коллективы,— сетует Ж. Алферов,— почти не готовят ученых для отраслевой науки. А меьжду тем в американских университе тах, которые равнозначны нашим ведущим академическим институтам, интенсивно формируются исследовательские кадры для промышленности. Это поважнее простого внедрения новейшей техники» («Известия», 17 ноября 1987 г.). Только такими мерами, в конечном счете, и может быть достигнуто ускорение воздей ствия фундаментальных знаний на экономи ку. Прорывы науки в будущее смогут быть обеспечены в единстве с обновленным хозяй ственным механ‘измо.м, создающим для этого благоприятную среду. Так выстраивается цепь из взаимосвязанных звеньев: люди науки — новая научная идеология — усло вия для наиболее благоприятного освоения результатов, полученных наукой. Связь здесь, в этой триаде, диалектична: научно- технический прогресс в стране существенно затормозился и потому, что не был включен В 1 вкономические процессы и. приходится сознаваться, из-за излишней расторопности «середняка» в науке Не берусь бпрекелить, какой из этих факторов значимее — сойдем ся на том, что оба «значимее». Во всяком случае, Анатоль Франс имел все основания для известной насмешки: «Наука непогре шима, но ученые постоянно ошибаются». В преддверии третьего тысячелетия нена этих ошибок, к сожалению, становится очень ощутимой. Отнюдь не случайно так страст но к высотам раскованной мысли зовет ака демик Моисеев в сво-ем убеждении, что дерз кая, творческая, преобразующая жизнь, мысль представляет собой главную цен ность. Наряду с нравственностью, добавлю. Ибо кто успевает в науках, но отстает в нравах, тот больше отстает, чем успевает, говорили в старину. Опыт успевающих «се редняков» в науке,— не подтверждает ли он это наблюдение? В наших сегодняшних спорах о характере предпринятого обновления повальный скеп сис, если воспользоваться рецептом-предо стережением Евгения Евтушенко, так же разрушителен, как и повальный оптимизм. И как бы нам действительно не переусерд ствовать в попытке сконструировать надеж ную модель искомого общества. Тут всегда есть опасность вместе с застойной водой выплеснуть и желанный плод обновления. Лучшие перья страны исписали не одно «штормовое предупреждение» о надвигаю щейся угрозе катастрофического падения духовности. И это — на фоне гипертрофиро ванного усиления иных ценностей. Бездухов ность в условиях изобилия таит в себе зёр на будущего кризиса. Как, впрочем, не ме нее опасен и обратный перекос. Архисложно добиться разумного равновесия этих ценно стей. Не сегодня сказано: только духовно богатая личность способна легко воспринять тревоги и заботы Времени. «Трезвый взгляд на различные проблемы ускорения социаль но-экономического развития показывает,— не без оснований полагают член-корреспон дент АН СССР С. Шаталин с соавторами,— что и в их фундаменте большая социально культурная составляющая... А значит, необ ходимо достижение качественно нового уровня культуры» («Советская культура», 19 ноября 1987 г.). Едва ли нужно уточнять, что практически все «помещения» обшир.но- го здания современной культуры сопричаст- ны этому конструктивному процессу. Таковы, в частности, архитектура и градо строительство, оставляющие очень осязае мые предметные результаты деятельности человека и требования к которым сейчас, по вполне понятным причинам, возрастают. А ведь как раз градостроительство, напоми нает известный архитектор Феликс Новиков, в отличие от иных сфер общественной жиз недеятельности, более долгий срок пребыва ет в процессе накопления «завалов». Имеют ся в виду эстетические, да и социальные по следствия индустриализации домостроения. «Уже три десятилетия не можем мы преодо леть тягчайшей степени типизации, ставшей в первые же годы ее действия тормозом ди намического развития. Мы создали мощную и неповоротливую индустрию, утвердили безраздельно господство полносборного до мостроения, а оно еще долгое время будет тянуть нас назад, тиражируя устаревшие решения» («Знамя», 1987, № 3),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2