Сибирские огни, 1988, № 8
чинает. как когда-то писалось в школьных учебниках по литературе, типичный предста витель «физиков». «Прогресс цивилизации,— вторит Н. Мо исееву известный теоретик архитектуры и дизайна, секретарь правления Союза архи текторов СССР В. Л, Глазычев,— стали все очевиднее понимать как научно-технический прогресс, тогда как гуманитариям, не слу чайно ведь прозванным «инженерами чело веческих душ», представлялась полная воз можность для одного — воспевать саженьи шаги техники» («Советская культура», 9 января 1988 г.). Но, может быть, нет основания бить тре вогу? Ведь десятилетиями нас воспитывали на убеждении, что по многим параметрам развития мы «самые-самые». Вот и научных работников у нас больше всех в мире, И са мая мы что ни на есть читающая страна, И всеобщее среднее образование мы обеспечи ваем. И еще много всякой «самости» на сче ту наших социальных обретений. Но вот в один далеко не прекрасный день, да и вовсе это было не вдруг, если быть точным, мы обнаружили, что многое из про кламируемых достижений — не что иное, как грандиозный блеф, или, выражаясь мяг че,— социальный романтизм (по аналогии со шмелевским термином «экономический ро мантизм»). Если умерить восторги и дать себе труд спокойно осмыслить происходящее, как это сделал, к примеру, Д. Дондурей, на которо то я уже ссылался, то окажется, что в фон дах наших общественных книгохранилищ, которыми мы так кичимся, свыше двух мил лиардов (!) невостребованной литературы; что Москва — отнюдь не театральная столи ца мира; что лишь один из десяти фильмов окупает затраты на свое производство, да и тот оказывается не лучших художественных кондиций; что у нас десятилетиями не меня лись организационные конструкции нашей художественной практики и т. д. и т. п. Перечисленное, как видите. Дает пред ставление лишь об одном специфичном сре зе нашего бытия, которое уже сегодня всту пило — и этого нельзя не замечать—в серь езнейшее противоречие с нашим же бытом, не столь благополучно, на фоне многих дру гих стран, обустроенным. И тем не менее. Каждая 7-я семья владеет у нас машиной. С 1940 года заработная плата выросла в 5,5 раза, продажа ковров и мебели — в 84 раза, а бриллиантов и других ювелирных украшений— в 476 раз! И социологи даже иронизируют; появись в продаже самолеты, и их скупали бы нарасхват («Литературное обозрение», 1986, № 7). Начальник ПСУ СССР М. А. Королев (в нынешней табели о рангах — председа тель Госкомстата СССР), защищая честь своего ведомственного мундира, в беседе с корреспондентом «Известий» 22 июня про шлого года опровергал новомировский очерк В. Селюнина и Г. Ханина «Лукавая цифра». Воистину, ты сердишься, Юпитер... Впрочем, многое из того, о чем мы сейчас говорим, и не ведомо всезнающей статисти ке. Такая острая социологическая информа ция оставалась попросту невостребован ной — не было на нее социального заказа. Но ведь, согласитесь, очень непросто пла нировать ссщиальные процессы, не держа постоянно руку на пульсе общественной жизни. Не.тьзя не порадоваться в этой связи учреждению Пентра по изучению общест венного мнения - «нашенского» варианта Института Гэллапа, который, будем наде яться, достойно восполнит этот дефицит. Так же не вдруг обнаружили мы боль шую ложь и другой убаюкивающей стати стики; мы вовсе не опережаем страны Зап а да по качеству подготовки специалистов и в высшей школе. И реформа образования здесь столь же необходима, как и в школе средней — правопреемнице старой гимназии. Наша школа, похоже, отринув много плохо го, не сохранила ее лучших черт, в особен ности — основательной, фундаментальной подготовки в гуманитарных областях. «Сопоставляя затраты высокоразвитых стран на фундаментальные естественнонауч ные исследования в попытках понять, поче му же так в целом бледно мы выглядим в ми ре науки последних десятилетий, не грех бы ло бы сопоставить одновременные затраты на гуманитарную культуру. Мы ведь все так хорошо выучили, что капитализм даром де нег не выбрасывает, что в основе всех дей ствий там лежит в конечном счете интерес. Почему же не задуматься наконец над тем, что за последние десятилетия затраты сил, времени, интеллекта и денег на «бесполез ные» науки и искусства выросли в Нидер ландах, Великобритании, США, наконец, в Японии многократно?» (В. Глазычев. Цит. соч.). Кстати, что касается Японии, то ее вы дающиеся экономические успехи в значи тельной степени объясняются и тем обстоя тельством, что она все более щедро финан сирует исследования и разработки (в неко торых кампаниях ежегодный рост средств, выделяемых на эти цели, превышает 13 про центов от, стоимости валового продукта. А по такому показателю, как удельный вес расходов на науку в валовом объеме про даж, Япония уже превосходит США). Ущербная, усеченная система образования опасна тем, что она не в состоянии подгото вить широко мыслящего работника. Не слу чайно академик Моисеев привлекает наше внимание, в частности, и к такому нюансу: недооценка гуманитарной проблематики вли яет на состояние точного научного знания. Упавший до такой угрожающей отметки престиж знания опасен своими далеко иду щими последствиями. Будущий работник оказывается попросту плохо подготовлен ным к существованию в новой, научно-тех нической цивилизации. Независимо от ме ста приложения своего труда. А уж негатив ные выходы в общественную практику ни когда, увы, не замедлят сказаться. Пагуб ность этого влияния, заметьте, имеет очень четкую количественную меру. Она ведет к тому самому недобору во многих показате лях, которые сегодня так не красят нашу экономику и о которых на предыдущих страницах много говорилось. Экономическую сущность тревожной общественной ситуа ции, видимо, нельзя объяснять только гос подством сложившейся еще до войны систе мы преимущественно административного типа управления производством, несовер шенством хозяйственного механизма. Кадровая составляющая этой беды не ме нее значима. И здесь необходим сквозной счет. Будущий ученый, специалист или ра бочий начинает свою подготовку в самом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2