Сибирские огни, 1988, № 8
чстов страны закладывалось понимание не- збежности перемен, необратимости под- тудно развивавшихся тенденций в нашей {ономике. Качестве, которого нам так не ватало. И какое приобретается так нелег- 0 . Если «инвентаризировать» все ^«горячие зчки» наших сегодняшних борений по ши- вкому спектру проблем экономики, мора- и, права, других институтов, то практиче- ки по каждой из них публицистика^и очер- истика наработали очень ощутимый задел. «Принцип материальной заинтересованно- ги признан у нас, можно считать, всеми, но ыне все еще относятся к нему, как церковь плотской любви: пусть уж будет, если лю- и без этого не могут, но лучше бы... одно .уховное». Под очерком Анатолия Агранов- кого «Левша на космодроме» («Детали и лавное». М., «Сов. писатель», 1982), отку- ,а заимствован этот полный сарказма па- ьафраз из Евангелия от Матфея, поставлена ьата — 1978 год. А «Нерв экономики» Василия Селюнина о работе железнодорожного транспорта, ■очнее — о серьезных издержках в планиро- шнии грузоперевозок).— разве не появился ьн еще в 1981 году? Чем, кстати, вызвал ■нев «инстанций»: в выступлении публици- 1 та усмотрели попытку очернить действи- гельность (!). А очерки Ю. Черниченко, Г. Лисичкина, 11. Иванова, В. Пальмана о положении дел » сельском хозяйстве,— не ими ли была юдготовлена почва для последующих пере лей в этом важнейшем секторе нашей эко- юмики? Тех, что пока еше не обеспечили, ■ю Черниченко, естественного самопрокорма .;траны, но, по крайней мере, вселяют на- аежду. Печально памятное время застоя отнюдь че гарантировало социально мыслящей про зе режима наибольшего благоприятствова- :чия. И гнев «инстанций» вызывал не только В. Селюнин. В 1974-м был отлучен от пер вой газеты страны Ю. Черниченко, чей «грех» состоял в том лишь только, что он опубликовал в «Новом мире» и других «толстых» журналах материалы «о крутых сельских делах». На протяжении нескольких лет на «известинских» полосах почти не по являлись материалы А. Аграновского («По- моему. мне платят за то, чтобы не писал»,— мрачно сострил он в разговоре с Александ ром Левиковым), Впрочем, достоинство цеха ведь как раз и состоит в том, что он продолжал делать свою многотрудную работу вопреки небла гоприятным обстоятельствам... Сегодня четко обозначена этиология того общественного недуга, что назван стагнаци ей, застоем: игнорирование экономических законов развития, непомерный рост бюро кратического аппарата, процветание команд ных методов управления, ослабление демократии, отсутствие гласности. Болезни, уточню, застарелой. И уже потому хотя бы так нелегко поддающейся лечению. Очень не сложно было бы показать в ретроспективе, насколько глубоко «зондиро вали» очеркистика и публицистика занемог ший организм нашего общества в прошлом. Я уже цитировал Анатолия Аграновского. Вот его же рецепт, датированный еще 1966 годом: «Нужна гласность, только и всего. Нужна обыкновенная информация о жизни. Она должна быть всеобъемлющей, потому что глупо таить от людей то, что скрыть все равно невозможно. Она должна быть свое временной, потому что грош цена информа ции, если она ковыляет позади событий, ес ли обнародована, когда уж , как говорится, подопрет». Но вот двадцать лет спустя академик Т. Заславская сетует на отсутствие гласно сти. На то, как трудно бывает социологам получить необходимую информацию. Как медленно овладеваьот идеи гласности умами предержащих эту информацию. Между тем свет социологических исследований, немыс лимый без этой самой информации, убеж де на Т. Заславская, должен проникнуть в са мые глухие углы общественной жизни, об нажить накопившийся сор и стимулировать быстрейшее наведение чистоты в нашем об щем доме («Правда», 6 февраля 1987 г.). Горькая формула «социология без социо логов» очень точно отраж ает издержки так тщательно культивировавшейся обществен ной тугоухости. Недуга, опосредованно спо собствовавшего формированию целого сонма мнимостей. Они, эти мнимости, постепенно проникали во все поры нашей жизни, обер нувшись весьма опасной аберрацией — мно гие процессы «подавались» в искаженном свете. Легко понять специалиста по социологии культуры Д . Дондурея: те грандиозные бы товые и социальные перемены, что пережи ты обществом за последние 15—20 лет, еще далеко не всегда воспринимались как кар динальные сдвиги, преобразующие все сто роны каждодневной деятельности, духов ной — в том числе. Возможно, мы еще не научились быть вни мательными к неразличимым для обыденно го сознания изменениям, полагает Д. Д он- дурей. Но, пренебрегая ими, не закрываем ли мы для себя — быть может, подсозна тел ьно— пути познания нынешних культур ных процессов, прямо или опосредованно связанных, естественно, с тем, что происхо дит в самой жизни и — в том числе — с т а кими пружинами социального развития, как семейный уклад, место проживания, свободное время, достаток современного че ловека? («Литературное обозрение», 1986, № 7). Наша склонность попадаться в плен об манчивых впечатлений чревата опасностью не разобраться в сути происходящих вокруг нас процессов. Духовных или, к примеру, экономических. То общественное лицемерие, что десятилетиями культивировалось в стране и очень болезненно ударило по на шей поступи, получило очень «надежное» научное обеспечение большой ложью стати стики, «лукавой цифрой», по В. Селюнину и Г. Ханину. Читатель, постоянно следящий за серьез ной публицистикой, наверняка помнит, что это последнее определение — от названия их же очерка во второй книжке «Нового мира» за истекший год. Не погрешу против истины, заявив, что этот новомирский мате риал по праву относится к числу наиболее достойных и, кстати, наиболее читаемых публикаций последнего времени. «Экономическая наука не пользуется у публики большим авторитетом. Великих от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2