Сибирские огни, 1988, № 8

ГЭС. и нечего пытаться р е в и з о в а т ь (разрядка авт.) его. Н адо всеми силами ор­ ганизовывать выполнение данного важней­ шего для нас документа»'. Ар.хеолог А. Суразаков: «Люди на стоян­ ках, да и в небольших селах живут при ке­ росиновой лампе. Почитаешь при таком све­ те, чтобы уровень свой повысить,— глаза устанут. Бийчанину, а у них там против ГЭС це­ лый бум, рассуждать проще. Работает он на хорошо оборудованном предприятии, живет в благоустроенной квартире, мест проведе­ ния досуга хватает, да и электроэнергией для всего этого он обеспечен. А тут еще Горный Алтай под боком. Приехал, посидел под сосной, подышал озоном и получил за ­ ряд бодрости на весь год. А как сами горно­ алтайцы живут, его по всей видимости не волнует. Вот он против ГЭС и выступает. А спросил бы бийчанин точку зрения по поводу бытовых условий у горно-алтайского чабана. Ответ, я думаю, был бы однознач­ ным»". Кандидат исторических наук Ф. Сатлаев: «Область должна, по их мнению, по-прежне­ му быть животноводческой, ее коренные жи­ тели — пастухами, а они — новосибирцы, баонаульцы, бийчане и другие будут ездить в Горный Алтай отдыхать, любоваться кра­ сотами, экзотикой, а заодно и «дикарями природы» — алтайцами, восторгаться их простодушием, гостеприимством, отста­ лостью быта, удивляться этому и т. п. У нас ведь все в диковинку! Возможно, мно­ гие скажут, что я сгущаю краски. Возмож ­ но. Однако, выходит именно так»". Н. Хрустев, научный сотрудник Алтайской лаборатории социальных и экономических исследований Института экономики и орга­ низации про.мышленного производства СО АН СССР: «Примечательно, что с катего­ ричными, бескомпромиссными возражениями против строительства Катунской ГЭС вы­ ступают жители с берегов Днепра и Моск- вы-реки, из мест, весьма удаленных от Ка- туни. Горного Алтая и его проблем. Что к а­ сается жителей Горно-Алтайской автоном­ ной области и предгорных районов края, то они с нетерпением ждут начала строитель­ ства Катунской ГЭС, чтобы получить все блага цивилизации конца двадцатого сто­ летия»^. (Относительно того, что «с нетерпением ждут» есть большие сомнения. Кто прово­ дил социологическое исследование или хотя бы опрос, чтобы с такой категоричностью заявлять о желаниях горно-алтайцев и жи­ телей предгорных районов?) Москвич Г. А. Воронин, режиссер кино­ студии имени М. Горького: «А люди-то там живут плохо. Я был в тех местах и мне ж ал ­ ко людей. У старика чабана четырехлетний внук не видел еще электрической лампочки! Целые села не имеют постоянной электро­ энергии, не знают электропечей, холодиль­ ников. И это в наше время, когда, извините, те в ьМоскве, которые противятся началу стройки, имеют круглый год и горячую и хо­ лодную воду. А здесь, чтобы принести до­ мой ведро воды, надо ой сколько усилий за- ‘ « Звезд а А л тая» , 28 апреля 1987 г. ‘ Там ж е. ® «Звезд а А л тая» , 16 м ая 1987 г. ,, х- • «А лтайская п р а в д а » , 5 ню ня 1 9 » г. ' тратить! А сколько вырубается леса для печного отопления»'. Лес, сгорающий в печке, дает тепло, пи­ щу. А сотни и тысячи кубометров леса Гор­ ного Алтая, спиленного и гниющего, никому не нужного? Каков нравственный эффект такого хозяйствования, товарищ режиссер?! Как говорится, плюньте мне в глаза, если есть в горах Алтая хоть один ребенок (кро­ ме детей, слепых от рождения), который не видел бы электрической лампочки! Все бере­ менные женщины у нас в области, как по всей стране, находятся под наблюдением врачей, все они рожают в родильных домах, в крайнем случае, в больницах. Д аж е чабан- ки, жены чабанов, внучки чабанов. Закон об охране материнства и детства и у нас дей­ ствует. Каждый чабан имеет свой дом в се­ ле, а домики в урочищах, где они пасут об­ щественный скот, принадлежат хозяйствам. Детей жены чабанов растят в своих деревен­ ских избах, где каждый вечер загораются электрические лампочки. Люди, не знающие истинного положения дел, после Вашего высказывания, товарищ Воронин, будут дезинформированы. Зачем напускать туманы своей жалостью? Зачем из чабана делаете страдальца? Простите за резкость, но Василий Макарович Шукшин, которому Вы поклоняетесь, Вашу слезли­ вую благотворительность не одобрил бы! Из приведенных выше цитат следует: кто против ГЭС, тот против ускоренного соци­ ально-экономического развития области, про­ тив лучшей жизни алтайцев. А чтобы укре­ пить свои позиции против несогласных с гидростроительством на Катуни, его сторон­ ники находят и «ревизионистов» и «врагов алтайского народа». Ситуация знакомая. Валентин Распутин в «Правде» за 11 марта 1987 г. в публицистической статье «Что име­ ем...» писал: «Двадцать лет назад бывший партийный работник в Иркутске П. Кацуба с трибуны обвинял защитников Байкала в пособничестве империализму. Вот так: не больше, не меньше. Больше некуда, меньше не звучит. На восточном берегу Байкала быстро подхватили эту мысль: кто против целлюлозного комбината, тот враг бурят­ ского народа. От подобных доводов опу­ скаются сразу руки и язык... Теперь ничего не остается, как, вспоминая об этом, с от­ вращением морщиться, но ведь было, все было и свое добыло». Аргумент, что «за природу Горного Алтая борются те, кто живет далеко от этих мест», кто не знает его проблем, не убедителен. Ведь судьба Байкала, Севана, Иссык-Куля. Арала и Ладоги и проблемы жителей на их берегах небезразличны всем нам. К тому же, живущие на берегу Москвы-реки, Днеп­ ра и Волги обладают большим социальным опытом, в том числе и в вопросах водоох­ ранных, они острее воспринимают любое крупномасштабное вторжение в наш общий дом. Они уже были свидетелями негатив­ ных последствий некоторых «созидатель­ ных» строек. Понятно, что многие из них в свое время действительно были необходи­ мы, но сегодня ориентироваться только на хозяйственную необходимость — значит от­ давать дань прошлому. Главное направление экономики Горно- Алтайской автономной области — дальней- оо,ьь^1^г' 1 « зв е зд а А л тая» , 7 ию ля 1987 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2