Сибирские огни, 1988, № 8
тапов констатировал, что тубалары не испы тывали особых трудностей в овладении ли тературным алтайским языком. Знаменитый алтайский кайчи Н. У. Улагашев (1867— 1946) был представителем племени тубала- ров, а в 1987 году на весь Чойский район (исконное место проживания племени), вы писано всего 3 экземпляра газеты, издаю щейся на алтайском языке. В середине пятидесятых и начале шести десятых годов, когда новое развитие полу чает алтайская культура, и в первую очередь литература, можно было ожидать, что се верные алтайцы тоже включатся в этот про цесс. Но в целом такового не произошло, хотя отдельные их представители, овладев шие литературным языком в областной на циональной школе, и сейчас плодотворно работают в области культуры, некоторые из них вносят большой вклад в дело приобще ния молодого поколения к духовным богат ствам всего советского, в том числе и алтай ского народа. Доискиваться до глубинных причин, при ведших к ослаблению исторической памяти северных алтайцев, не моя цель и задача. Однако ясно о.ано: отсутствие программы, имеющей своей целью обучение детей куман- динцев, чалканцев и тубаларов общелитера турному алтайскому языку, привело к не- поправи-мым последствиям. Только использование диалектов племен северной группы намного обогатило бы сло варный запас языка и превратило бы его в действительно общелитературный язык всех алтайцев. Тогда — в пятидесятые — это бы ло возможно. Но в процесс консолидации северных и южных алтайцев именно в те годы вмешал ся один фактор: у нас в крае начался поход за кедром. Все мы сегодня совершенно обоснованно тревожимся за судьбу алтайского кедра. Но мало кто задумывался о том, какая связь существует между упадком традиционной культуры у коренных жителей Турачакского, Чонского районов и кедром. Кедр в Прите- лецкой тайге разрабатывали без научно обоснованной социальной программы, в ко торой немалое место должно было уделить вопросам будущности тубаларов, чалканцев и кумандинцев, укреплению их связи со сво им народом. Когда же создались самые благоприятные моменты для дальнейшей консолидации народности, в тайгу за кедром двинулись леспромхозы. Они были бездум ным орудием в руках тех, по воле которых «Алтайский и западносибирский кедр почти уничтожен, уцелели только малые заповед ные уголки»’. Вдохновители и исполнители этого похода вместе с тем прошлись гусени цами своих тракторов по судьбе северной ветви алтайского народа. Кедр и вместе с ним коренные жители Прителецкой тайги оказались жертвой голо вотяпства безответственных людей от науки. По их замыслу и проекту возвели Бийский лесоперевалочный комбинат, сырьем его должна была снабжать тайга Горного Ал тая. Но подсчеты запаса древесины оказа лись явно завышенными и теперь лес хищ нически истребляют, а кроме того, возят его на переработку из Восточной Сибири. Круп нейшее лесоперерабатывающее предприятие, (« Л и т е р а т у р н а я газет а» , 10 и ю Я я'1947 л п н н ..; ' ''” '>"4’ЙоЙк1|Ь'’11Йр'», № '6 з’а'1 9 8 6 'г. на возведение которого затрачены миллио ны, остановить нельзя. В годы строительства этого Молоха, сожравшего весь кедр Горно го Алтая, разорившего гнезда пернатых и места обитания различных животных, иссу шившего многие малые реки, обессилившего многоводные, отнявшего историческую па мять у северных алтайцев, возможно, тоже существовал лозунг самообеспечения края, области, но только древесиной. Благие были цели, а результат? Кто ответил за авантюру, кто «вздрагива ет во сне» и ходит с поникшей головой за содеянное? — Никто. «Пора прекратить валку леса, с тем чтобы потом гноить его в штабелях, жечь в кост рах, терять и топить в реках, перерабаты вать деловую древесину на дощечки для т а ры (как свели кедровники Алтая, доставляя двухсот летние кедры на ящичный завод)»,— с гневом восклицал публицист Олег Волков’. Сегодня в Прителецкой тайге выросло целое поколение молодых людей, практически не владеющих родным языком. Выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский говорил: «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ». В Турачакском районе существует одна восьмилетняя шко ла и две начальные, где занятия ведутся по программе национальных школ РСФСР, в Чойском таких школ нет. Из района, где ранее проживали тубалары, в депутаты об ластного Совета Горно-Алтайской автоном ной области двенадцатого созыва не выдви нут ни один кандидат из коренных жителей. Язык является первоэлементом нацио нальной культуры. В наши дни только с на тяжкой можно говорить о традиционной культуре северных алтайцев. Она пришла в полное расстройство, упадок. Они как носи тели самобытной культуры, родного языка находятся на грани исчезновения. Если су ществовала бы таковая, их нужно было бы занести в Красную книгу исчезающих этни ческих сообществ. Говоря о потере исторической памяти се верными алтайцами, разрыве их связи со своим народом, надо отметить и другой ф ак тор, который, наложившись на деятельность леспромхозов, привел к таким печальным последствиям. Поход за кедром совпал с го дами, когда некоторые горячие головы пред ложили свернуть изучение языков малых на родностей как «неперспективное дело». В середине шестидесятых годов и у нас в области распространилась вширь и вглубь тенденция по обуживанию программ родно го языка. Сегодня правомерно спросить: не явятся ли энергоресурсы Катуни, при нынешнем подходе к проблеме, тем негативным факто ром в судьбе всего алтайского народа, к а ким стал «кубатуристын» кедр для север ных алтайцев? Потеряем реку и народ! Пол ных гарантий, что подобного не случится,— нет. Если подходить к проблеме развития ма лых народностей шире, напрашивается воп рос: почему нет долгосрочных прогнозов социально-экономического развития малых народностей Сибири, в которой нашли бы отражение вопросы их сохранения как исто рической общности, определенного этноса в рамках всего советского общества, не ущем- I. . _____ ■ьы.ГИ ' 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2