Сибирские огни, 1988, № 8
ния прилегаюьдих районов. Переселению подлежит 2 небольших населенных пункта: с. Куюс (300 жителей) и с. Еланда (260 жи телей). Селения в настоящее время слабо благоустроены, многие строения находятся в ветхом состоянии. Работа, проведенная среди населения этих сел Горно-Алтайским облисполкомом и Шебалинским райисполко мом, показала, что жители психологически подготовлены к переселению. Намечается осуществить расселение с учетом родствен ных связей в различные населенные пункты по желанию переселенцев. В соответствии с законодательством им будет выплачиваться компенсация за сноси мые частные домовладения, а на новом ме сте предоставлено современное жилье из расчета 12 кв. м. жилой площади на челове ка, там же будут построены новые объекты культурно-бытового, медицинского и комму нального назначения». Цитату кончаю. Как видим, эксперты ог раничились данными о переселенцах, вольно или невольно суж ая ответ, вернее, делая его тенденциозным. Из их рекомендаций следует однозначный вывод: возведение Ка- тунской ГЭС никоим образом не повлияет на жизнь алтайского народа. Ученые мужи на этот счет не сомневаются, убаюкивая таким образом и себя, и широкую общест венность... Берусь утверждать, что это не так. Что касается конкретно жителей сел Куюс и Еланды, то здесь, видимо, нужно говорить о психологии группового эгоизма: кто отка жется вместо ветхих, неблагоустроенных домов заполучить комфортабельное, совре менное жилье, да еще по 12 кв. м на чело века?! К тому же, как было сказано в пере даче Горно-Алтайского областного радио, для переселенцев будут построены целые села, недалеко от Чемала... Но рассмотрим более глубокий аспект проблемы. Сегодня наука подразделяет алтайцев на северных и южных. Доктор -филологических наук С. С. Суразаков пишет о своем народе так: «Северные и южные алтайцы в своем историческом развитии не были разобщен ными и изолированными друг от друга. Если племенные объединения в какой-то мере сохраняли территориальную устойчи вость, то их мелкие роды были подвижны ми, могли переходить из одного племени в другое, сохраняя при этом свое родовое на звание. Значительную общность мы видим в их устной поэзии. Одни и те же загадки, по словицы, песни, легенды, сказки, бытующие у них, подтверждают, что перед нами в сущности один фольклор. Сказанное отно сится и к эпосу. Об общности их эпоса сви детельствует распространенность одних и тех же эпических произведений у всех пле мен». После установления Советской власти в горах Алтая, с образованием автономной области создались исключительно благо приятные условия для окончательной нацио нальной консолидации всех алтайцев. Но, к сожалению, из-за недостаточной научной осведомленности относительно уклада ко ренных жителей, в те годы были допущены неточности в отведении границ области, и места проживания многих родов северных алтайцев остались за пределами автономии. Область тогда же ошифчно ня'^взд{^,р] 1 рот- ской, эту ошибку исправили лишь в 1948 году. Д авайте в этой связи проследим за судь бой кумандинцев — одного из племен север ных алтайцев. Кандидат исторических наук из Горно-Алтайска Ф. А. Сатлаев в истори ко-этнографическом очерке «Кумандинцы» отмечает: «Настоящее исследование посвя щено описанию в основном дореволюцион ного быта и культуры кумандинцев — о д н о й и з э т н и ч е с к и х г р у п п алтай цев» (разрядка авт.). В предвоенные и пО'Слевоенные годы в Красногорском, Солтопском и в некоторых других районах края существовали так на зываемые кумандинские колхозы. Но в кон це пятидесятых и в начале шестидесятых годов, когда проходило укрупнение колхо зов, сселение жителей из «неперспективных» деревень, они оставили свои родные места. Сейчас значительная группа кумандинцев живет и трудится на рудниках Таштагола, в городах Бийске, Барнауле и Горно-Алтай ске. В послевоенный период, когда появилась монография об алтайцах' и кумандинцы бы ли признаны их этнической группой, в стра не остро стоял вопрос о возвращении неко торых малых народностей в места их исто рического проживания и официальное обра щение в вышестоящие органы о северных алтайцах было чревато осложнениями. Воз можно поэтому ограничились переименова нием области. Другая ошибка не исправлена до сегод няшнего дня. В паспортах представителей этой этнической группы алтайцев, в графе «национальность» и сейчас пишут — «куман- динец». Принадлежность к племени возвели в категорию национальности. Ошибка эта явилась одной из основных причин обособ ления кумандинцев от остальных алтайцев. «Сознание нацио'нального единства весь ма явственно сказывается у тех племен,— отмечает Л. П. Потапов в «Очерках...», об ращаясь к годам послевоенным и началу пятидесятых, которые до образования авто номной области сами себя алтайцами не на зывали. Я имею в виду тубаларов, а по са моназванию «иш кижи», то есть «лесные люди» или «люди черни» (тайги), населяю щих в основном Чойский аймак. То же от носится и к жителям Май минского и частич но Эликманарского аймака, где население именовало себя обычно по названию рек. Теперь же в указанных районах очень часто можно слышать фразу: «бис он озы алтай кижи» («мы все алтайцы»). Следовательно, сознание национального единства проявляет ся в общности национального самосозна ния». С тех пор минуло почти сорок лет. Опти мистические надежды па то, что северные и южные алтайцы (живущие на территории области) объединятся и совместно пойдут по пути обогащения самобытных культур ных традиций своих предков, не оправда лись. Тому свидетельством подписка на об ластную газету «Алтайдын Чолмоны». Ее тираж на 1987 год составил 6022 экземпля ра. В Турачакском и Чойском районах вы писан всего 21 экземпляр газеты. Обраща ясь к началу пятидесятых годов, Л. П. По- 'Л . п. П о т а п о в «О черки по истории ал- тайцеВ )., ,,Ш48| Р.,.„| .... „ .,!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2