Сибирские огни, 1988, № 8

ния прилегаюьдих районов. Переселению подлежит 2 небольших населенных пункта: с. Куюс (300 жителей) и с. Еланда (260 жи­ телей). Селения в настоящее время слабо благоустроены, многие строения находятся в ветхом состоянии. Работа, проведенная среди населения этих сел Горно-Алтайским облисполкомом и Шебалинским райисполко­ мом, показала, что жители психологически подготовлены к переселению. Намечается осуществить расселение с учетом родствен­ ных связей в различные населенные пункты по желанию переселенцев. В соответствии с законодательством им будет выплачиваться компенсация за сноси­ мые частные домовладения, а на новом ме­ сте предоставлено современное жилье из расчета 12 кв. м. жилой площади на челове­ ка, там же будут построены новые объекты культурно-бытового, медицинского и комму­ нального назначения». Цитату кончаю. Как видим, эксперты ог­ раничились данными о переселенцах, вольно или невольно суж ая ответ, вернее, делая его тенденциозным. Из их рекомендаций следует однозначный вывод: возведение Ка- тунской ГЭС никоим образом не повлияет на жизнь алтайского народа. Ученые мужи на этот счет не сомневаются, убаюкивая таким образом и себя, и широкую общест­ венность... Берусь утверждать, что это не так. Что касается конкретно жителей сел Куюс и Еланды, то здесь, видимо, нужно говорить о психологии группового эгоизма: кто отка­ жется вместо ветхих, неблагоустроенных домов заполучить комфортабельное, совре­ менное жилье, да еще по 12 кв. м на чело­ века?! К тому же, как было сказано в пере­ даче Горно-Алтайского областного радио, для переселенцев будут построены целые села, недалеко от Чемала... Но рассмотрим более глубокий аспект проблемы. Сегодня наука подразделяет алтайцев на северных и южных. Доктор -филологических наук С. С. Суразаков пишет о своем народе так: «Северные и южные алтайцы в своем историческом развитии не были разобщен­ ными и изолированными друг от друга. Если племенные объединения в какой-то мере сохраняли территориальную устойчи­ вость, то их мелкие роды были подвижны­ ми, могли переходить из одного племени в другое, сохраняя при этом свое родовое на­ звание. Значительную общность мы видим в их устной поэзии. Одни и те же загадки, по­ словицы, песни, легенды, сказки, бытующие у них, подтверждают, что перед нами в сущности один фольклор. Сказанное отно­ сится и к эпосу. Об общности их эпоса сви­ детельствует распространенность одних и тех же эпических произведений у всех пле­ мен». После установления Советской власти в горах Алтая, с образованием автономной области создались исключительно благо­ приятные условия для окончательной нацио­ нальной консолидации всех алтайцев. Но, к сожалению, из-за недостаточной научной осведомленности относительно уклада ко­ ренных жителей, в те годы были допущены неточности в отведении границ области, и места проживания многих родов северных алтайцев остались за пределами автономии. Область тогда же ошифчно ня'^взд{^,р] 1 рот- ской, эту ошибку исправили лишь в 1948 году. Д авайте в этой связи проследим за судь­ бой кумандинцев — одного из племен север­ ных алтайцев. Кандидат исторических наук из Горно-Алтайска Ф. А. Сатлаев в истори­ ко-этнографическом очерке «Кумандинцы» отмечает: «Настоящее исследование посвя­ щено описанию в основном дореволюцион­ ного быта и культуры кумандинцев — о д ­ н о й и з э т н и ч е с к и х г р у п п алтай­ цев» (разрядка авт.). В предвоенные и пО'Слевоенные годы в Красногорском, Солтопском и в некоторых других районах края существовали так на­ зываемые кумандинские колхозы. Но в кон­ це пятидесятых и в начале шестидесятых годов, когда проходило укрупнение колхо­ зов, сселение жителей из «неперспективных» деревень, они оставили свои родные места. Сейчас значительная группа кумандинцев живет и трудится на рудниках Таштагола, в городах Бийске, Барнауле и Горно-Алтай­ ске. В послевоенный период, когда появилась монография об алтайцах' и кумандинцы бы­ ли признаны их этнической группой, в стра­ не остро стоял вопрос о возвращении неко­ торых малых народностей в места их исто­ рического проживания и официальное обра­ щение в вышестоящие органы о северных алтайцах было чревато осложнениями. Воз­ можно поэтому ограничились переименова­ нием области. Другая ошибка не исправлена до сегод­ няшнего дня. В паспортах представителей этой этнической группы алтайцев, в графе «национальность» и сейчас пишут — «куман- динец». Принадлежность к племени возвели в категорию национальности. Ошибка эта явилась одной из основных причин обособ­ ления кумандинцев от остальных алтайцев. «Сознание нацио'нального единства весь­ ма явственно сказывается у тех племен,— отмечает Л. П. Потапов в «Очерках...», об­ ращаясь к годам послевоенным и началу пятидесятых, которые до образования авто­ номной области сами себя алтайцами не на­ зывали. Я имею в виду тубаларов, а по са­ моназванию «иш кижи», то есть «лесные люди» или «люди черни» (тайги), населяю­ щих в основном Чойский аймак. То же от­ носится и к жителям Май минского и частич­ но Эликманарского аймака, где население именовало себя обычно по названию рек. Теперь же в указанных районах очень часто можно слышать фразу: «бис он озы алтай кижи» («мы все алтайцы»). Следовательно, сознание национального единства проявляет­ ся в общности национального самосозна­ ния». С тех пор минуло почти сорок лет. Опти­ мистические надежды па то, что северные и южные алтайцы (живущие на территории области) объединятся и совместно пойдут по пути обогащения самобытных культур­ ных традиций своих предков, не оправда­ лись. Тому свидетельством подписка на об­ ластную газету «Алтайдын Чолмоны». Ее тираж на 1987 год составил 6022 экземпля­ ра. В Турачакском и Чойском районах вы­ писан всего 21 экземпляр газеты. Обраща­ ясь к началу пятидесятых годов, Л. П. По- 'Л . п. П о т а п о в «О черки по истории ал- тайцеВ )., ,,Ш48| Р.,.„| .... „ .,!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2