Сибирские огни, 1988, № 8
□ВСЫЖДАЕМ ПРОБЛЕМЫ ЗА КЕДРОМ-КАТУНЬ?.. Опубликованные журналом в конце прошлого и в начале нынеш него, 1988, года подборки мнений специалистов о плюсах и минусах строительства ГЭС на Катуни вы звали живой отклик наших читателей. О судьбе и будущности своего народа тревожится журналист из Гор- но-Алтайска Владимир Кыдыев. О бсуждая гидростроительство на К ату ни, стараемся учесть все; геоструктуру берегов будущего водохранилища сохранность археологических памятников, изменение климата. И так далее, и так д а лее. Все это. без сомнения, важно и необхо димо. Но непростой, а по значимости — глобальный вопрос о будущей судьбе ал тайского народа с самого начала относим на задворки дискуссии. Общественностью наиболее всесторонне разрабатываются направления по охране природы. Но ведь не менее, чем природо охранительные, важны вопросы памяти, культуры. Обратимся к академику Д. С. Л и хачеву: «Человек живет не только в природ ной среде, но и в среде, созданной культу рой его предков и им самим. Итак, в эко логии есть два раздела: экология биологи ческая и экология культурная или нравст венная... Д о известных пределов утраты в природе восстановимы... Совсем иначе с па мятниками культуры... «Запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он исто щается...» Заметим, что вопрос: «Какие изменения принесет алтайскому народу строительство на Катуни?»—ставился. Но ответы явно ок рашены в розовые тона. Директор строящихся ГЭС Ю. И. Тошпо- ков высказал примерно такую сентенцию: «Народ, достигший высот в экономическом и социальном развитии, ассимиляции не поддается». Он алтаец и поэтому прозвучав шее из его уст как бы тотчас снимает все сомнения относительно желаний коренных жителей Алтая, и проблема дальнейшему обсуждению не подлежит. На пресс-конференции в редакции «Ал тайской правды» заместитель председателя Горно-Алтайского облисполкома В. А. Кар- жавин на вопрос: «Коренные жители — за ГЭС?» не ответил'. Д а и что отвечать, если решение принято давно.— Решение строить. «Оба технико-экономические обоснования прошли п о л н ы й (разрядка авт.) круг экспертизы. Во-первых, на месте, в Горно- Алтайской автономной области. Алтайском крае»2. Летом прошлого года вопрос о строитель стве каскада гидроэлектростанций на К ату ни рассматривался экспертной комиссией СО АН СССР. Наша областная газета «Звезда Алтая» перепечатала из еженедель ника «Наука в Сибири» ряд выводов ко миссии. Процитирую особо интересовавший меня раздел: «При общественных обсуждениях Катунской ГЭС приводились утверждения об опасностях, которые несет ГЭС алтай скому народу. Например, такие: «Реализа ция проекта повлечет вытеснение из райо нов традиционного расселения коренной на циональности Горного Алтая и ее ассимиля ции, что ставит под угрозу существование этого народа, как культурно-исторической и этнической общности». Необоснованность таких утверждений видна из конкретных данных по предстоя щему переселению населения. «Численность населения Горно-Алтай ской автономной области— 170 тысяч чело век, алтайцы составляют в ней около 50 тысяч. В долине Катуни проживают 68 про центов населения области (В. Е. Арефьев, Алтайский филиал Географического общест ва СССР), то есть не более 34 тысяч алтай цев (видимо, меньше, так как в долине жи вут не одни только алтайцы, но и другие на родности). Проект Катунской ГЭС затрагивает инте ресы сравнительно небольшой части населе- ‘ «А лтайская п р ав д а» , 24 м ая 1987 г. 2 Там ж е.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2