Сибирские огни, 1988, № 7

еще. суровей — неписаньаьй, который не прощает и того, что может прос­ тить государь, и потому станичник, блюдя этот закон, всегда отдаст лучшего коня тому, кому скакать с вестями в город, и последнюю стре­ лу отдаст ему, и последний заряд для пищали, и даже саму пищаль, ос­ таваясь перед врагом безоружным. Если ранен станичник, но может держаться в седле, он держится до последнего, а не может — остается в поле, чтобы не быть помехой и обузой товарищам, остается один, ждать смерти или какого-нибудь чудесного спасения. Таков неписаный закон. Когда сложится так, что пятерым нужно погибнуть, чтоб одному спастись и принести в город весть, — пятеро погибнут. Таков неписа­ ный закон. Когда один ценою собственной жизни может спасти пятерых, он их спасет. Таков неписаный закон, такова станичная служба, таков ста­ ничник. И кем бы он ни был — из детей ли боярских или из обезземелив- шихся, разорившихся крестьян, которых зовут казаками, или из тех дерзких, лихих людишек, что бегут на окраинные земли от тюрьмы и плахи,— он не откажется от этого закона и не преступит его, даже ес­ ли раньше преступал все подряд, потому что этот закон возвышает его, потому что в нем он обретает ту высшую человеческую гордость, кото­ рая поднимает его над самим собой, над своими слабостями и порока­ ми и которая, раз войдя в человеческую душу, уже никогда не поки­ дает ее. Весна. В Москве на торгу теперь снова стали ночевать со своими возами купцы, не становясь уже на гостинных дворах, дабы не платить дворовую пошлину. На Вшивой площади, что за Покровским собором у самого начала Варварки, начали свою работу цирюльники. На Моск­ ве их зовут то вшпвятниками, то стригалями, но они мастера на все руки: не только стригут, но могут и бородавку прижечь, и гной из вереда вы­ пустить, и зуб выдернуть; девицам, особенно из простонародья, они прокалывают мочки под серьги, а щеголям, тем, кому плевать на цер­ ковные запреты, волос со щек щиплют, да, кроме того, и притираниями могут натереть — на румянец или на белизну, и благовониями окурят... Говорят, что попы, те, у кого и в великий пост рожа не отходит от сы­ той багровости, тоже пользуются их услугами, потому что умеют ци­ рюльники придать лицу схимническую бледность, окуривая его серой или другими, одним им ведомыми зельями. В послеобеденный час— час неизменного опочива, когда на торгу запираются все лавки, у цирюльников вовсю разгорается работа. Же­ лающих стричься так много, что, сколько бы ни работало разом на пло­ щади этих завзятых, сноровистых умельцев, все равно возле каждого собирается очередь. Впрочем, тут всегда толкотня, всегда полно раз­ ношерстного люду, приходящего сюда повыведать свежие новости, по­ слушать хитроумные небылицы да и самим при случае приврать. Вот топчется около одного из стригалей высокий мужичина в бараш­ ковом нагольном кожухе, заросший так, что у него уж и лица почти не видно за волосами. Стригаль неустанно работает и так же неустанно плетет свои бесконечные россказни, искусно перескакивая с одного на другое, на третье... Мужик слушает с удовольствием и от удовольствия пошморгивает носом. Дождавшись, когда стригаль закончит свою оче­ редную побаску, крякнет, качнет кудлатой головой, повернется, изме­ ряясь пойти прочь, да тут же и передумает, степенно подступится с другого боку. — Ты уж мне в глазах настрял — во как! — не выдерживает стригаль, когда мужик, поди, в десятый раз подступает к нему. — Сопишь, шваешь туды-сюды, а легчиться небось не станешь? ■П о к р о в с к и й с об ор — старое название собора Василия Блаженного.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2