Сибирские огни, 1988, № 7

и недвусмысленный вопрос: а стоит ли этот человек твоей доброты или не стоит? Это было субботним вечером. Я шел по пустырю из магазина, где свободно приобрел недельный запас пропитания: 12 диетических яиц, 6 бутылок кефира, 1,5 булки ржаного хлеба, 1 пачку маргарина, 2 кг кар­ тофеля, 1 кг моркови (соль, сахар, специи — оставив меня, оставила мне жена). На подходе к своему панельному жилищу я увидел — из бурьяна встает человеческая фигура пьяного мужчины средних лет с суровым прищуром белесых глаз. — Мужик! Дай закурить! — обратилась ко мне фигура незнакомого земляка. Я извинился, сообщил, что не курю табака, потому далеко не всегда имею при себе табачные изделия и курительные принадлежности. — А сколько время? — обиженно спросил человек из бурьяна. Я опять извинился, сказал, что в выходные дни не ношу часов, чтобы полнее отдыхать от регламентированной рабочей недели, вообще — от цифр, потому точно не могу сообщить ему, сколько теперь времени. — Ты 40, козел, совсем оборзел? — неудовлетворенный мужчина настолько рассердился, что не смог сдержаться и тяжелой черной бу­ тылкой ударил меня в область головы... Очнулся я в травматологии. Провалялся в больнице неделю (об этом у меня написано отдельно и в другом жанре), эта неделя и еще неделя, которую я проходил на больничном, позволили мне точно понять смысл последнего жизненного испытания. Вывод, сделанный мной, показал: надо активно любить лю­ дей, хотя возлюбленные нами могут и не быть верхом совершенства. На­ до своей глубокой любовью подымать их из бурьяна дурного воспитания, ошибочных философских взглядов, размытой морали и неверной этики. В конце концов, так ли важно: курю я или нет? Это же мое интимное дело! И разве оно должно меня тут же вычленять из массы других людей, которые пока что курят (и это тоже их интимное дело!)? Имей я тогда сигареты, я бы дал их незнакомцу, но при том мог бы на его «спасибо» сказать, тонко пошутив, что неудобно тут отвечать «на здоровье», по­ скольку никотин, как утверждают ученые и врачи, вреден для здоровья. А часы? Часы... Я конечно же поступил в свое время правильно, не нося при себе ча­ сы по выходным и праздничным дням,— тут комментарии излишни. Но что я сделал для распространения своего опыта, своего маленького открытия в широких массах? Ничего! Эгоизм! А надо было и тут подой­ ти к решению проблемы диалектически. Носить часы по выходным, но смотреть на них только по просьбам встречных людей. Тогда я мог бы сообщить земляку из бурьяна точное время, но при том ненавязчиво сказать, что в выходные дни лучше жить вне времени, по наитию, по солнцу, по звездам, мог процитировать строчку из приписываемого мне сочинения: «Счастливые часов не наблюдают...» И была бы не только польза, но и момент реального воспитания, про­ явления конкретной любви к ближнему. А так... Мало быть хорошим самому, надо приближать всех, возвышать всех до своего миропонимания и образа практической жизни. В травматологии я подумал, что незнакомец мог: а) попросить выпить и закусить; б) спросить — как проехать до улицы «12-я Шлакоблочная»; в) поинтересоваться новостями театральной жизни; г) узнать, чего новенького написал Кувыркалов, и, может быть,— узнать мое мнение о романах Пикуля или о музыке Пендерецкого... д) мало ли о чем мог спросить меня незнакомец, жаждущий нефор­ мального контакта!.. А я НЕ БЫЛ ГОТОВ!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2