Сибирские огни, 1988, № 7
Он словно был средоточием чего-то такого, в чем нуждались многие, и много взоров было устремлено на него, потому что в глазах многих он был тем, кто более других обладал правом осуждать или оправдывать великокняжескую власть, и право это ему давали не только громадные заслуги его предков, на протяжении веков укреплявших эту власть и строивших для нее великое здание Московского государства, но и собст венные достоинства, которых не отрицали даже его враги и которых он не растерял ни в чинах, ни в богатстве, ни в дни благополучий, ни в дни невзгод. Может быть, вера Ефросиньи в способность Челяднина поднять Москву и не была уж так крепка, как она стремилась показать Марфе, но что Челяднин мог очень многое — в этом Ефросинья не сомневалась. Не знала она только, как обратить это все челяднинское себе на пользу, как сблизиться с боярином, залучить его в свой стан? Однажды он уже не поддержал ее! Тогда, во время великой Ивановой хвори, он одним из первых присягнул царевичу Дмитрию и иных уговаривал сделать то же самое. Странно вел себя боярин: сам — восставал против Ивана, проти вился, враждовал, а когда восставали другие — поддерживал Ивана. Не получится ли так и сейчас? Ефросинья сказала об этом Марфе, и та, подумав, ответила; «Я так мню; он за правду, токмо за какую-то свою, особливую...» — Что-то вельми много у нас на Руси правд развелось,— осердилась Ефросинья.— У каждого своя, будто правда — что кафтан. А правда одна, едина! Вот она — в святом углу! И у меня нет иной правды, опричь сей... Ежели боярин також движется сей правдой, то стези наши рано иль поздно пересекутся. Не будет он моим врагом, не будет! Верую! — Дал бы бог, матушка! — А что не поддержал он меня тогда, так в том не вражда на меня была причиной. Ивашка помирал, и он думал, что зло пресечется само собой. Так думал не он один. Так думали тогда многие и радовались, что божья воля, каравшая Ивашку, освобождала их от греха клятвопре ступления. Присягая Димитрию, они на самом деле отрекались от Иваш ки, не преступая своей совести. Присягнуть Володимеру им было тяжче! Но, ведай они, что Ивашка не помрет, они б присягнули — Володимеру. С тех пор как на Москве возроптали княжата Оболенские, вести о «московских делех» стали для Старицы нужней света белого. Денно и нощно бдела она о тех вестях, исхлопоталась, исколготилась, собирая их. По словечку, по слушку собирала, не чураясь ничем, даже домыслами. А вести были разные. Ямщики говаривали: — Шало на Москве! Купцы жаловались: — Убытчит Москва! На каждом углу мытник. На рубль продашь, а издержишься на пошлинах на всю полтину. Иногда с опаской прибавляли: — И на рубль не продашь: исхудал народ... Война. Поборы. Калики перехожие, нищие, странники-богомольцы, бредущие от го рода к городу, от монастыря к монастырю, воскручинивались: — Отложились московиты от бога! Чадь простородная кости мечет, и глумы деет', и в корчмах опивается до обумерствия, бои кулачные учи няет великие и смертного убойства много живет в тех играх, и многие без покаяния пропадают. А великородные, боярове и вельможи, многими неправдами люд проторят и отщетевают, и никто не может глас воздвиг- нути на те их неправды великие! И тоже, с оглядкой, злосердным шепотком, присказывали: ' Г л у м ы д е я т ь — лицедействовать, скоморошничать,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2