Сибирские огни, 1988, № 7
чалу самой Еленой, потом и И в а н о м _ О том, что в м и к м тайно сжег свою старую духовную ^рамоту и так Скрыли, вую, мало кто знал. По миру эти подробности Р пнавалась Для Утаили. Почему, по какой причине? В это Ефросинья не ВДавал^асш Для нее важны были не причины утаивания, а само ут ’ это прежде всего стремилась она указать Пимену и р чтоб сам рассудил. Пимен рассудил: о столь важных делах он°с''твеодой на торгу! Знать о таком кому попало негоже, „ „ „„„двльно и оа- убежденностью. Елену взял под защиту: поступила о Р зумно, скрывая поступок мужа, тем самым У^^Р® семьи пое- семью от злых пересудов и сплетен. Честь великокня выше всего! ^ Ефросинье, хоть она и сомневалась в полной искренности имена, это понравилось. Злословия, сплетен, дурных пересудов о вел семье, несмотря на всю свою ненависть к Елене и Ивану, она н ла — она ведь тоже была из этой семьи, притом причисляла себя к самым достойным, самым правоверным ее представительницам, поэтому то, что исходило из ее собственных уст, не считала злословием. Ье это правда, святая, обличающая правда, которую она, как жрица, была призвана сохранить и уберечь от забвения и попрания, якобы во имя грядущего торжества правых и гонимых. Так это подавалось ею, притом с немалой долей искренности и самоубежденности, и на многих производило силь ное впечатление. Но тот, кто умел смотреть глубже, в самый корень, тот понимал: правда эта, так ревностно хранимая ею, была прежде всего и больше всего нужна ей самой, потому что она, правда эта, была оправда нием ее собственных неправд, ее собственных козней и злоумышлений, с помощью которых она стремилась достичь своей цели. Вероятно, это сразу же стало ясно и Пимену, и он, чувствуя, что Еф росинья, привыкшая легко привораживать к себе чужие души этим сво им необычным приворотным средством — святой правдой, рассчитывает то же самое проделать и с ним, тут же, без дальних заходов и экивоков, дал ей понять, что на ее правду также есть правда, которая по-своему и сильна, и убедительна, и ничуть не хуже ее, святой. Заступился он и за Ивана, высказав предположение, что тот тоже мог ничего не знать и, должно быть, не знает по сю пору, что там на самом деле учинил со своими духовными грамотами отец. Ежели у Елены водились грешки и были причины пускаться во воя тяжкая, то над Иваном, не причастным ни к каким родительским делам и тайнам, ничто не тяготело и ему не бы ло нужды заниматься тем же самым. Поступок отца ничем не порочил его: ничего худого или преступного в том, что Василий переменил заве щание, не было. Так поступали все московские государи, ежели возника ла такая надобность. У Василия она тоже возникла: старую грамоту он составил еще в ту пору, когда не имел наследника и жил в супружестве с Соломонией, а с тех пор много воды утекло, и ко времени, когда он зане мог смертной болезнью, многое, что было внесено в старую грамоту, уже утеряло силу, ибо многое переменилось с его женитьбой на Елене и рож дением наследника. Очень многое переменилось. Как же, думая о воз можной смерти своей, мог Василий не переменить завещания?! Так рассудил Пимен, вступившись за Ивана, и Ефросинья, подумав, согласилась с ним. Она и сама допускала такую мысль: Иван на самом деле мог ничего не знать об этом. Но о самом завещании, о том, как рас порядился его отец, какова была его последняя воля и как исполнила эту волю его мать, он знал. Знал — в этом Ефросинья была неотступна! — но скрывал, потому что Елена попрала заповедь Василия и пошла против его воли, взявшись править делами государскими, чего благочестивая женщина, чтящая вековые обычаи той страны, где ей бог уготовил вен ценосное супружество, не должна была делать. Через это ее самоуправ ство, через великие ее грехи и неправды много бед приключилось. Вели ких бед! Жестоких! Непоправимых!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2