Сибирские огни, 1988, № 7
Андрей Хованский был весельчак, сластолюбец, бражник, прелюбо дей! Уж как строго держала Ефросинья своих челядных девок — каза лось, и помыслом не посягнуть на них! — а Андрею и эта строгость была нипочем. Каждый год две-три забрюхатевшие девки открывали его пре- любы. Ефросинья вздымала на него весь свой гнев, Андрей молился-кре- стился, лобызал ей ноги, клялся великими несусветными клятвами, а девки продолжали брюхатить. Посты Андрей не соблюдал, ел скором, даже в церковь, случалось, яв лялся навеселе, икал, стоя перед святым престолом, мешал службе раз ными замечаниями, а когда попы подступали к нему с выговорами, с требованиями духовной чистоты и послушания религиозным зако нам, грозили епитимьей, отлучением от причастия,— ложился на лавку под образа помирать. Бежали тогда его домочадцы за попами. Приходили попы, исповедовали его, приобщали святым дарам, отпуска ли грехи. День-другой после всего этого он еще для виду лежал на лав ке, по-покойницки скрестив руки на груди,— ждал смерти, потом вставал и сам шел к попам «объявливати», что смерть «отыде» от него. Так он уже раз пять из-под святых вставал. Пошла средь старичан присказка: «Как Хованскому помирать!» Не удивительно, что именно к нему Владимир проникся самой боль шой неприязнью. Вялый, плохо развившийся в детстве, которое почти полностью провел в темнице, не выбегавшийся, не вырезвившийся в от рочестве, приучаемый матерью и духовниками к постам и молебствиям, безрадостный, всегда будто ждущий чего-то, и непременно худого, сте пенно-бесстрастный, холодный Владимир терпеть не мог всей этой дури, душевного безуправства, скоморошества, и даже не столько этого, сколь ко той буйной, безоглядной жизнерадостности, распоясанности, той кон довой жизненной силы, что перла из Андрея Хованского, как опара из квашни. Неприязни своей к Хованским Владимир, однако, ничем открыто не выказывал. С Борисом Хованским, своим конюшим, обходился по-хо зяйски строго — и не более, да и строгость эта была такой, что, пожалуй, лишь самому Владимиру казалась строгостью. С Андреем и этой строго сти не получалось. Борис хоть внешне держался с Владимиром как слу га с господином, а Андрей и такой малостью не обременял себя. Пани братство его не знало границ и было такого свойства, что бороться с ним, пресекать было бы гораздо тягостней, чем сносить его. И Владимир сно сил. Сносил он и покровительственные замашки Андрея, видя, что за ними стоит не заносчивость, не обычное для таких натур стремление показать себя, поспесивиться, а нечто совсем иное — жажда откровения, нисходящего на него самого в минуты наставительных рассуждений, же лание, пусть и немного тщеславное, но вполне искреннее, помочь и на ставить его, Владимира, хоть в том, в чем он, Андрей, считал себя и мудрей и искушенней. Владимиру даже нравилось это: подобными отношениями он не был избалован. Но более всего его подкупало то, что, в отличие от всех про чих наставников и советников, в которых он никогда не испытывал недо статка, Андрей делал это исключительно ради него самого, не преследуя никакой личной цели, не стремясь даже завоевать его, Владимира, рас положение. Все это невольно, подсознательно поворачивало его к Андрею. Тут таилась и разгадка его неожиданного выбора, хотя сам он, конечно, не понимал этого, да и не мог понять: сознанием, чувствами он восприни мал Андрея только с одной стороны — с той, которая была ему неприят на, а все то, что возникло помимо этого, существовало как бы вне его, как бы за пределами его души и сознания. Оно не проходило, не прони зывалось сквозь него и потому ничего не затрагивало в нем, тем самым лишая его возможности взглянуть на Андрея по-другому, с другой сторо ны, ибо взглянуть на него по-другому он мог только через себя самого, через то свое безотчетное, невольное, что повлекло его к нему наперекор сидевшей в нем неприязни. Впрочем, неприязнь к Андрею не была глав
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2