Сибирские огни, 1988, № 7
сияющую в морозном сибирском небе и при плывшую отнюдь не из Гамбурга. Ну бог с ними, с шутками вокруг Гамбурга. Но ведь оценщики другого рода и Ю. В. Кондратю ка долго не замечали, не признавали и не знали, хотя у него в Новосибирске и вышла книга «Завоевание межпланетных прост ранств», в которой даны расчеты полета на Луну. Так что в прямом смысле Луна была изготовлена в Новосибирске! А погиб Ю. В. Кондратюк безвестным солдатом где-то под Калугой, недалеко от родины другого, дол го не признаваемого гения К. Э. Циолков ского. Чему же удивляться, если такой опытный критик, интересный поэт, уважаемый мною человек Лев Адольфович Озеров, отнюдь не относящийся к «гамбургской школе» крити ков. свое предисловие к сборнику стихотво рений Елизаветы Константиновны в серии «Библиотека сибирской поэзии» начинает следующими словами: «Автор «Афоризмов», известный геттингенский ученый и писатель, Георг Кристоф Лихтенберг...» и т. д. Не нужно на сибирскую поэтессу смотреть че рез Гамбург. Поэтому-то, видимо, и не заме тил Лев Адольфович этого стихотворения в сборнике Е. Стюарт, к которому он написал предисловие (.хотя стихотворение напечата но на 217-й странице). Трудное положение. Не поэтому ли неред ко сибирские писатели в ожидании доброго взгляда, обращенного к ним, но так и не дождавшись его, тонут в сибирских пучи нах, или отказывает у них сердце на кино съемках, а уж потом на них начинают ссы латься — и это, конечно, в лучшем случае. Но продолжим наш разговор о примеча тельном стихотворении Елизаветы Констан тиновны «Я пью на всех земных пирах...» Конечно, только окончательный пуританин будет загипнотизирован здесь словом «пир» и больше ничего не увидит. К понятию «пира» Е. Стюарт нередко обращается в своих стихах. Вот начало одного из стихот ворений: Я полюбила этот час ночной. Когда не память речь вела со мной. А то, что в жизни этой вовсе не случалось, Что я звала и что не отзывалось. Недолог был полночный этот пир... Влюбленный в творчество поэтессы чита тель проследит это стихотворение до конца самостоятельно. В стихотворении «Пока есть тайны...», написанном в последние годы и опубликованном в книге «Моя рябина», Ели завета Константиновна утверждает: Разгадка тайны для Познанья — пир. Вот центральный смысл, который вкладыва ет Е. Стюарт в это слово. Впрочем, что я привожу примеры— слово это вовсе и не нуждается в оправданиях, и, конечно же, и в стихах Елизаветы Константиновны в нем есть изначальный смысл застольного празд ника, и этот смысл придает ему особый аромат. В стихотворении «Я пыо на всех земных пирах...», очень безжалостном по отношению к самой себе, написанном в центральный пе риод творчества, с наибольшей полнотой, на мой взгляд, воплотился не только опыт Е. Стюарт, который был у нее в то время и привел ее к написанию этого стихотворения, но даже как бы вкраплены те прозрения, которые поэтессу еще ожидали. А потом уже оно само стало оказывать влияние на даль нейшее творчество, и отдельные стихи, напи санные позднее, я воспринимаю как мощные протуберанцы, как выбросы из стихотворе ния «Я пью на всех земных пирах...». К сти хотворению вели ее и «ночные березы», и «лиственницы под ее окном», и «одолень- трава», и «Полярные ромашки», написанные еще в 1945 году. Этим Ромашкам белым солнца мало, Но их весной солдаты ждут. И раскололись даже скалы, Чтоб только дать цветам приют. А позднее ее жизненный опыт воплотился в образе «Полыни и солнца». Полыни, емша на, которая к нам доходит еще из «Ипати- евской летописи» («Дан ему поухати зелья, именемъ евшанъ»). Но «полынь» появилась уже после стихотворения «Я пью на всех земных пирах...». Что Е. Стюарт была к себе как к худож нику требовательной до безжалостности, говорит и такое ее стихотворение, начинаю щееся строками: Недаром в имени моем Соединились странно Палач и жертва, словно в нем И острый нож и рана. Стихотворение написано в последние годы жизни. Когда я прочитал это еще нигде не напечатанное стихотворение, его машино писную страничку, и спросил автора: — Не слишком ли жестоко по отношению к себе, Елизавета Константиновна? Она, почти не задумываясь, сразу же, чуть откашлявшись, промолвила: — Нет. Не слишком. Так что, видимо, в последние годы, вслед за своим учеником Василием Федоровым, она могла бы с горечью повторить: Детям дайте Маршака, А меня — не надо. Да вспомните, что она говорила мне рань ше — почему не пишутся ею детские сти хотворения. Ее поэзия последних десятилетий, и не без влияния своего же стихотворения «Я пью на всех земных пирах.,.», вбирала в себя «полынь и солнце», всю горечь и всю радость, всю боль огромного мира, который возник не вчера, а завтра не должен ис чезнуть. Известность ее творчества давно перешагнула границы Сибири. Да и «геогра фия» ее пОэзии никогда не ограничивалась только Сибирью. Но Сибирь для нее была все-таки огромным «магическим кристал лом». Связь ее с этим миром всегда была очень многообразной. Вплоть до того, что Е. Стюарт присылал письма из Великобри тании некий лорд-однофамилец! В духов ный мир поэтессы входили поэзия и фольк лор не только народов Сибири, но и всей земли, входили, начиная от русских былин и сказок, от Библии и Корана, от поэзии' Запада, Китая и Японии до самых нервйых
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2