Сибирские огни, 1988, № 7
Нужно не удивляться, а по достоивству оценить тот факт, что когда мы обращаемся к творчеству Е. Стюарт 30—50-х годов, то не находим у нее благостных строчек, вос певших тогдашнего вождя, теперь уже, по словам Смелякова, «вчерашнего гения». Сти хи же, обращенные непосредственно к наро ду, Е. Стюарт писала всегда. И пожалуй, все лучшее, что мы находим в ее поэзии, все-таки рождалось вопреки практике адми нистративно-командной системы. Хотя какие-то стихотворения под давле нием того времени появлялись и у Е. Стю арт. Я бы их, может быть, определил как произведения, созданные в стиле «словес ной икебаны» — к ним отношу, скажем, сти хотворение поэтессы «Сибирский пейзаж», опубликованное почти во всех ее сборниках, весьма одобрительно, даже восторженно встреченное всеми критиками, писавшими о ней. Но именно это стихотворение, о кото ром я еще буду говорить, на мой взгляд, как-то неуютно чувствует себя в ее лирике, обращенной прежде всего к сложнейшему, тончайшему внутреннему духовному миру человека, к самым потаенным движениям человеческой души. Конечно, движение, раз витие ее поэзии во времени было сложным, оно зависело от времени, но развитие это было непреклонным и шло все время в сто рону правды. На фоне возвышенной поэзии отношение Е. Стюарт к себе как поэту, к своей прихот ливой, отличающейся непостоянством, музе могло показаться даже чрезмерно прозаич ным. Вот что она говорила в предновогод нем интервью, опубликованном в газете «Ве черний Новосибирск» 30 декабпя 1961 года: «Что думаю делать дальше? На такой воп рос можно ответить лишь одно; работать и работать, писать новые стихи, стараться, чтобы они были хорошими». Она не испы тывала никакой необходимости выглядеть поэтом — она им просто была! В разных стихах проявляются разные гра ни таланта, характера и души поэтессы. Она едина и разнообразна, как жизнь. Хочу сказать несколько слов вот еще о чем. Когда читаешь стихи Е. Стюарт, то не вольно обращаешь внимание на то, как тон ко, точно и изящно пользуется она словом. И порой чуть ли не при помощи одной толь ко буквы ей удается обозначить время, о котором она говорит. Я уже приводил стро ки из стихотворения «Горный поток». В этом, одном из магистральных ее стихо творений, в потоке, вмещающем в себя весь мир, отражаются: и облака, что утром в небе тают, И птицы, что над ними пролетают... Давайте приглядимся внимательнее к этим пролетающим птицам. Что это за пти цы — поэт нам не говорит. Но где они про летают? Будь сказано, что «над нами»,— тогда бы все было ясно. Но в стихотворении птицы пролетают «над ними», то есть над облаками. И это не опечатка — такое напи сание дано в разных сборниках поэтессы, в которых опубликовано стихотворение. Мо жет быть, так нам видятся птицы за счет аберрации зрения при отражении их в гор ном потоке? Или, может быть, это орлы, па рящие в небе Горного Алтая? Или поэту открылся «горний ангелов полет»? Но тогда почему — птицы? Возможно, здесь есть на мек и на рукотворных птиц, которые появи лись в алтайском небе. Значит, «знак» вре мени? Это, наконец, возможно, «подсказка» читателю, что он находится не в обыденном мире и не в обычном небе, а в мире и в небе поэзии, где пролетают не только обычные птицы, но и птицы поэтической мечты, кото рые, конечно же, не могут летать ниже об лаков. В этом небе тоже настойчиво торила свой путь Е. Стюарт. Так всего лишь через изменение одной буквы (не «над нами», а «над ними») дано еще и возможное обоз начение нашего времени. Каким бы суматошным, перегруженным поспешностью, торопливостью ни было наше время — поэзия остается поэзией и требует к себе внимательного отношения. Чтобы по чувствовать во всей полноте поэзию Е. Стю арт, нужно вглядываться не только в стро фу, в строку, в отдельное слово из ее сти хов, но порой даже, оказывается, не вредно внимательно приглядеться и к отдельной букве! И никакого буквоедства за этим нет! А мир поэта раскрывается в этом случае для нас полнее, подробнее, богаче. Она много размышляла над сущностью творчества, над тем сложным состоянием души человека, когда он стремится «истины прекрасный лик явить». В стихотворении «Художник», посвященном памяти талант ливого живописца-новосибирца Н. Д. Гри- цюка, поэтесса говорит нам с болью о судь бе человека, который Был раним. Порой гоним невежеством чужим. Всегда казним безжалостным сознаньем Художника — исканьем и .метаньем. Это все о судьбе. Это все о судьбе!.. По этесса и в стихотворении личного плана сно ва обращается к минутам, пропитанным го речью и сомнениями, которые бывают у каждого человека, но особенно — у худож ника. Для нее это тема больная, кровоточа щая, сквозная. Судьба творческого человека, творца, независимо от того, чем он занима ется, никогда не исчезает из ее поля зрения. Вот она говорит прямо о себе: За горестью, за гордостью я узником Могла бы стать бескрылым: Немногими была я в жизни узнана. Не всем открылась. и пусть нас не смущают строки другого поэта, который считает по-иному; Не должен быть очень несчастным И, главное, скрытным. О нет1 Чтоб быть современнику ясным, Весь настежь распахнут поэт. Это строки Анны Андреевны Ахматовой из ее цикла «Тайны ремесла»,— стихотворе ние «Читатель», написанное в 1959 году. Возможно, Ахматова хотела оттенить, что «каждый читатель как тайна»? Стюарт не поддакивает своей любимой поэтессе, а на оборот, и в другом стихотворении снова ска жет; «Вам кажется, что стих открыт впол не». Муку творчества, ничем не утолимую спо- собность к самоотречению Е. Стюарт опять заставит нас пережить и в стихотворении «Актриса», заставит, нас волноваться В' Сопе--
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2