Сибирские огни, 1988, № 7

Нужно не удивляться, а по достоивству оценить тот факт, что когда мы обращаемся к творчеству Е. Стюарт 30—50-х годов, то не находим у нее благостных строчек, вос­ певших тогдашнего вождя, теперь уже, по словам Смелякова, «вчерашнего гения». Сти­ хи же, обращенные непосредственно к наро­ ду, Е. Стюарт писала всегда. И пожалуй, все лучшее, что мы находим в ее поэзии, все-таки рождалось вопреки практике адми­ нистративно-командной системы. Хотя какие-то стихотворения под давле­ нием того времени появлялись и у Е. Стю­ арт. Я бы их, может быть, определил как произведения, созданные в стиле «словес­ ной икебаны» — к ним отношу, скажем, сти­ хотворение поэтессы «Сибирский пейзаж», опубликованное почти во всех ее сборниках, весьма одобрительно, даже восторженно встреченное всеми критиками, писавшими о ней. Но именно это стихотворение, о кото­ ром я еще буду говорить, на мой взгляд, как-то неуютно чувствует себя в ее лирике, обращенной прежде всего к сложнейшему, тончайшему внутреннему духовному миру человека, к самым потаенным движениям человеческой души. Конечно, движение, раз­ витие ее поэзии во времени было сложным, оно зависело от времени, но развитие это было непреклонным и шло все время в сто­ рону правды. На фоне возвышенной поэзии отношение Е. Стюарт к себе как поэту, к своей прихот­ ливой, отличающейся непостоянством, музе могло показаться даже чрезмерно прозаич­ ным. Вот что она говорила в предновогод­ нем интервью, опубликованном в газете «Ве­ черний Новосибирск» 30 декабпя 1961 года: «Что думаю делать дальше? На такой воп­ рос можно ответить лишь одно; работать и работать, писать новые стихи, стараться, чтобы они были хорошими». Она не испы­ тывала никакой необходимости выглядеть поэтом — она им просто была! В разных стихах проявляются разные гра­ ни таланта, характера и души поэтессы. Она едина и разнообразна, как жизнь. Хочу сказать несколько слов вот еще о чем. Когда читаешь стихи Е. Стюарт, то не­ вольно обращаешь внимание на то, как тон­ ко, точно и изящно пользуется она словом. И порой чуть ли не при помощи одной толь­ ко буквы ей удается обозначить время, о котором она говорит. Я уже приводил стро­ ки из стихотворения «Горный поток». В этом, одном из магистральных ее стихо­ творений, в потоке, вмещающем в себя весь мир, отражаются: и облака, что утром в небе тают, И птицы, что над ними пролетают... Давайте приглядимся внимательнее к этим пролетающим птицам. Что это за пти­ цы — поэт нам не говорит. Но где они про­ летают? Будь сказано, что «над нами»,— тогда бы все было ясно. Но в стихотворении птицы пролетают «над ними», то есть над облаками. И это не опечатка — такое напи­ сание дано в разных сборниках поэтессы, в которых опубликовано стихотворение. Мо­ жет быть, так нам видятся птицы за счет аберрации зрения при отражении их в гор­ ном потоке? Или, может быть, это орлы, па­ рящие в небе Горного Алтая? Или поэту открылся «горний ангелов полет»? Но тогда почему — птицы? Возможно, здесь есть на­ мек и на рукотворных птиц, которые появи­ лись в алтайском небе. Значит, «знак» вре­ мени? Это, наконец, возможно, «подсказка» читателю, что он находится не в обыденном мире и не в обычном небе, а в мире и в небе поэзии, где пролетают не только обычные птицы, но и птицы поэтической мечты, кото­ рые, конечно же, не могут летать ниже об­ лаков. В этом небе тоже настойчиво торила свой путь Е. Стюарт. Так всего лишь через изменение одной буквы (не «над нами», а «над ними») дано еще и возможное обоз­ начение нашего времени. Каким бы суматошным, перегруженным поспешностью, торопливостью ни было наше время — поэзия остается поэзией и требует к себе внимательного отношения. Чтобы по­ чувствовать во всей полноте поэзию Е. Стю­ арт, нужно вглядываться не только в стро­ фу, в строку, в отдельное слово из ее сти­ хов, но порой даже, оказывается, не вредно внимательно приглядеться и к отдельной букве! И никакого буквоедства за этим нет! А мир поэта раскрывается в этом случае для нас полнее, подробнее, богаче. Она много размышляла над сущностью творчества, над тем сложным состоянием души человека, когда он стремится «истины прекрасный лик явить». В стихотворении «Художник», посвященном памяти талант­ ливого живописца-новосибирца Н. Д. Гри- цюка, поэтесса говорит нам с болью о судь­ бе человека, который Был раним. Порой гоним невежеством чужим. Всегда казним безжалостным сознаньем Художника — исканьем и .метаньем. Это все о судьбе. Это все о судьбе!.. По­ этесса и в стихотворении личного плана сно­ ва обращается к минутам, пропитанным го­ речью и сомнениями, которые бывают у каждого человека, но особенно — у худож­ ника. Для нее это тема больная, кровоточа­ щая, сквозная. Судьба творческого человека, творца, независимо от того, чем он занима­ ется, никогда не исчезает из ее поля зрения. Вот она говорит прямо о себе: За горестью, за гордостью я узником Могла бы стать бескрылым: Немногими была я в жизни узнана. Не всем открылась. и пусть нас не смущают строки другого поэта, который считает по-иному; Не должен быть очень несчастным И, главное, скрытным. О нет1 Чтоб быть современнику ясным, Весь настежь распахнут поэт. Это строки Анны Андреевны Ахматовой из ее цикла «Тайны ремесла»,— стихотворе­ ние «Читатель», написанное в 1959 году. Возможно, Ахматова хотела оттенить, что «каждый читатель как тайна»? Стюарт не поддакивает своей любимой поэтессе, а на­ оборот, и в другом стихотворении снова ска­ жет; «Вам кажется, что стих открыт впол­ не». Муку творчества, ничем не утолимую спо- собность к самоотречению Е. Стюарт опять заставит нас пережить и в стихотворении «Актриса», заставит, нас волноваться В' Сопе--

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2