Сибирские огни, 1988, № 7

дачи музыкой. В то время говорили, что у него в Сибири шаляпинская слава. Это был любимый всеми Иван Иванович Маланин— слепой баянист, имя которого благодаря ра­ дио было известно буквально во всех угол­ ках Западной Сибири. Иван Иванович неве­ роятно чутко воспринимал слово и умел к слову подобрать соответствующую музыку. Его сопровождение на баяне всегда входи­ ло в естественное соприкосновение с тек­ стом.. Музыкальное сопровождение Малани- на всегда было каким-то неподдельно эмо­ циональным, с эмоциональным соучасти­ ем, что ли. Все это нас как-то очень радова­ ло, поднимало, заставляло работать лучше. Мы к передачам на радио привлекали очень много художественной литературы, пропа­ гандировали ее — в первую очередь, ко­ нечно, то, что создавали сибирские прозаики II поэты. Я вспомнил и сказал Е. К. Стюарт, что в детстве, в глухой сибирской деревушке Ке­ меровской области, мне довелось видеть и слышать выступление Ивана Ивановича Ма- ланина — уже в послевоенные годы. А о способностях слепого баяниста чувствовать различные предметы на расстоянии рас­ сказывали буквально чудеса. Елизавета Кон­ стантиновна улыбнулась по-детски серьезно, согласно кивнула поседевшей головой: — Мне вспоминается такой, например, случай. Зимой, припозднившись на работе, мы вышли из Дома радио. Только что вы­ пал снег, но небо было чистое, было очень светло, хотя стоял уже поздний час — в мо­ розном высоком небе светила полная луна. Кто-то, не помню сейчас кто, спросил у Ивана Ивановича, может ли он определить, в каком месте на небе сейчас находится лу­ на. Одни стали говорить, что сделать ему это не по силам, другие, зная о невероятных способностях Ивана Ивановича, утвержда­ ли, что он обнаружит местоположение ноч­ ной красавицы. Сам Иван Иванович сказал, что он сделает это мгновенно и безошибоч­ но. А с тем, кто сомневается в его способ­ ностях, он готов держать цари. И пари тот час же было заключено. Я спросил: может быть, Иван Иванович хоть как-то реагировал на свет? Но она ска­ зала, что слепота была полной и наступила в раннем детстве. К тому же необходи­ ма слишком высокая чувствительность при­ емника, чтобы ответить на очень мягкий лунный свет, почувствовать его. Елизавета Константиновна, несколько недовольная тем, что я ее перебил и в чем-то усомнился, продолжила: — Иван Иванович снял шапку со своей крупной, тщательно выбритой головы и на сильном морозе она мгновенно окуталась паром, а Иван Иванович стал походить на сказочного Деда-Мороза. Он несколько нагнул голову, стал медленно, всем тулови­ щем поворачиваться то вправо, то влево, медленно делая колебания головой, говоря по-сегодняшнему, будто локатор. Не про­ шло. и минуты, как он поднял левую руку, держа в ней шапку, потому что на правом плече в футляре у него висел баян. Палец его застыл точно в том направлении, куда смотрели и все мы. «В этом месте»,— сказал он и выжидательно остановился. Шапку у него быстро выхватили из рук и надели на дымящуюся- голову. После этого желающих держать с ним пари мне встречать не при-" холилось, а случай этот хорошо запомнился. Во время войны Е. Стюарт на радио уже не работала, но связи с ним не прерывала, кое-что приносила. В то время в Новоси­ бирске выходила известная на всю страну радиопередача «Огонь по врагу». Елизавета Константиновна говорила: — Раза два я даже писала для нее ча­ стушки. Тут не могу хотя бы несколько слов не сказать о радиопередаче «Огонь по врагу» на Новосибирском радио, которую вели ар­ тисты Ленинградского драматического теат­ ра имени Пушкина Константин Игнатьевич Адашевский и Александр Федорович Бори­ сов в сопровождении и с подголосом Ивана Ивановича Маланина. Среди других авторов ее был и Борис Богатков, присылавший с фронта частушки для этой передачи, для ее героев, разведчиков-сибиряков Кузьмы Ве- теркова и Ильи Шмелькова. Слушать пере­ дачу прямо на радио не раз приходил, тоже находившийся тогда в Новосибирске, Евге­ ний Александрович Мравинский. Когда в 1980 году в Новосибирске был на гостролях Ленинградский академический театр драмы имени Пушкина, то мне довелось встретить­ ся и разговаривать с Константином Иг­ натьевичем Адашевским у дочери Маланина Татьяны Ивановны. И Адашевский вспоми­ нал, что во время радиопередач «Огонь по врагу», а она шла по понедельникам вече­ ром, в девятнадцать часов, на главной пло­ щади собиралось столько народу возле громкоговорителей, что приходилось оста­ навливать трамвайное движение. Потом, по просьбе горожан, выпуски радиопередачи перенесли на семь часов вечера по воскре­ сеньям, чтобы ее могли слушать и те, кто в будние дни в это время работал. Когда я, уже после разговора с Елизаве­ той Константиновной, смотрел специальные выпуски восьмистраничной газеты «Сибир­ ские огни», которые готовились новосибир­ скими писателями для фронта, то нашел там много интересного, связанного и с Елизаве­ той Константиновной. Вот, скажем, выпуск для североморцев в июле 1944 года. На первой странице напечатано обращение Но­ восибирского обкома ВКП (б ) и Новоси­ бирского облисполкома к «Офицерам, ма­ тросам и летчикам Северного военно-мор­ ского флота». (К североморцам и ездила в свое время в составе делегации от Новоси­ бирска Елизавета Константиновна.) Ниже идет стихотворение Леонида Мартынова «Жар-цвет». В стихотворении есть такие строки; Страшись, тевтон! Иван идет. Черно вдруг станет среди дня От орудийного огня — И ослеплен. Испепелен, С землей смешается тевтон. А на второй странице напечатаны стихотво­ рения Елизаветы Стюарт «Дома» и Ильи Мухачева «Другу». Елизавета Константи­ новна пишет о женщине, которая, оставаясь дома, тем не менее все время как бы нахо­ дится с любимым рядом, на фронте, его «в бою храня от пули». Это очень личное ст'ш хотворение. ’’ В другом, январском, выпуске «Сибирских огней» за 1944 год для ' сибиряков-фронто-'" виков напечатаны частушечные ' стихи

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2