Сибирские огни, 1988, № 7
дачи музыкой. В то время говорили, что у него в Сибири шаляпинская слава. Это был любимый всеми Иван Иванович Маланин— слепой баянист, имя которого благодаря ра дио было известно буквально во всех угол ках Западной Сибири. Иван Иванович неве роятно чутко воспринимал слово и умел к слову подобрать соответствующую музыку. Его сопровождение на баяне всегда входи ло в естественное соприкосновение с тек стом.. Музыкальное сопровождение Малани- на всегда было каким-то неподдельно эмо циональным, с эмоциональным соучасти ем, что ли. Все это нас как-то очень радова ло, поднимало, заставляло работать лучше. Мы к передачам на радио привлекали очень много художественной литературы, пропа гандировали ее — в первую очередь, ко нечно, то, что создавали сибирские прозаики II поэты. Я вспомнил и сказал Е. К. Стюарт, что в детстве, в глухой сибирской деревушке Ке меровской области, мне довелось видеть и слышать выступление Ивана Ивановича Ма- ланина — уже в послевоенные годы. А о способностях слепого баяниста чувствовать различные предметы на расстоянии рас сказывали буквально чудеса. Елизавета Кон стантиновна улыбнулась по-детски серьезно, согласно кивнула поседевшей головой: — Мне вспоминается такой, например, случай. Зимой, припозднившись на работе, мы вышли из Дома радио. Только что вы пал снег, но небо было чистое, было очень светло, хотя стоял уже поздний час — в мо розном высоком небе светила полная луна. Кто-то, не помню сейчас кто, спросил у Ивана Ивановича, может ли он определить, в каком месте на небе сейчас находится лу на. Одни стали говорить, что сделать ему это не по силам, другие, зная о невероятных способностях Ивана Ивановича, утвержда ли, что он обнаружит местоположение ноч ной красавицы. Сам Иван Иванович сказал, что он сделает это мгновенно и безошибоч но. А с тем, кто сомневается в его способ ностях, он готов держать цари. И пари тот час же было заключено. Я спросил: может быть, Иван Иванович хоть как-то реагировал на свет? Но она ска зала, что слепота была полной и наступила в раннем детстве. К тому же необходи ма слишком высокая чувствительность при емника, чтобы ответить на очень мягкий лунный свет, почувствовать его. Елизавета Константиновна, несколько недовольная тем, что я ее перебил и в чем-то усомнился, продолжила: — Иван Иванович снял шапку со своей крупной, тщательно выбритой головы и на сильном морозе она мгновенно окуталась паром, а Иван Иванович стал походить на сказочного Деда-Мороза. Он несколько нагнул голову, стал медленно, всем тулови щем поворачиваться то вправо, то влево, медленно делая колебания головой, говоря по-сегодняшнему, будто локатор. Не про шло. и минуты, как он поднял левую руку, держа в ней шапку, потому что на правом плече в футляре у него висел баян. Палец его застыл точно в том направлении, куда смотрели и все мы. «В этом месте»,— сказал он и выжидательно остановился. Шапку у него быстро выхватили из рук и надели на дымящуюся- голову. После этого желающих держать с ним пари мне встречать не при-" холилось, а случай этот хорошо запомнился. Во время войны Е. Стюарт на радио уже не работала, но связи с ним не прерывала, кое-что приносила. В то время в Новоси бирске выходила известная на всю страну радиопередача «Огонь по врагу». Елизавета Константиновна говорила: — Раза два я даже писала для нее ча стушки. Тут не могу хотя бы несколько слов не сказать о радиопередаче «Огонь по врагу» на Новосибирском радио, которую вели ар тисты Ленинградского драматического теат ра имени Пушкина Константин Игнатьевич Адашевский и Александр Федорович Бори сов в сопровождении и с подголосом Ивана Ивановича Маланина. Среди других авторов ее был и Борис Богатков, присылавший с фронта частушки для этой передачи, для ее героев, разведчиков-сибиряков Кузьмы Ве- теркова и Ильи Шмелькова. Слушать пере дачу прямо на радио не раз приходил, тоже находившийся тогда в Новосибирске, Евге ний Александрович Мравинский. Когда в 1980 году в Новосибирске был на гостролях Ленинградский академический театр драмы имени Пушкина, то мне довелось встретить ся и разговаривать с Константином Иг натьевичем Адашевским у дочери Маланина Татьяны Ивановны. И Адашевский вспоми нал, что во время радиопередач «Огонь по врагу», а она шла по понедельникам вече ром, в девятнадцать часов, на главной пло щади собиралось столько народу возле громкоговорителей, что приходилось оста навливать трамвайное движение. Потом, по просьбе горожан, выпуски радиопередачи перенесли на семь часов вечера по воскре сеньям, чтобы ее могли слушать и те, кто в будние дни в это время работал. Когда я, уже после разговора с Елизаве той Константиновной, смотрел специальные выпуски восьмистраничной газеты «Сибир ские огни», которые готовились новосибир скими писателями для фронта, то нашел там много интересного, связанного и с Елизаве той Константиновной. Вот, скажем, выпуск для североморцев в июле 1944 года. На первой странице напечатано обращение Но восибирского обкома ВКП (б ) и Новоси бирского облисполкома к «Офицерам, ма тросам и летчикам Северного военно-мор ского флота». (К североморцам и ездила в свое время в составе делегации от Новоси бирска Елизавета Константиновна.) Ниже идет стихотворение Леонида Мартынова «Жар-цвет». В стихотворении есть такие строки; Страшись, тевтон! Иван идет. Черно вдруг станет среди дня От орудийного огня — И ослеплен. Испепелен, С землей смешается тевтон. А на второй странице напечатаны стихотво рения Елизаветы Стюарт «Дома» и Ильи Мухачева «Другу». Елизавета Константи новна пишет о женщине, которая, оставаясь дома, тем не менее все время как бы нахо дится с любимым рядом, на фронте, его «в бою храня от пули». Это очень личное ст'ш хотворение. ’’ В другом, январском, выпуске «Сибирских огней» за 1944 год для ' сибиряков-фронто-'" виков напечатаны частушечные ' стихи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2