Сибирские огни, 1988, № 7
Виктор КРЕЩИК «НА ВСЕХ ЗЕМНЫХ ПИРАХ...» Заметки о творчестве Е. К. Стюарт К огда я сейчас вспоминаю свои встречи с Елизаветой Стюарт, пере бираю записи, документы, стремлюсь через свои впечатления наметить хотя бы контуры ее характера, то все боль ше и больше прихожу к тому, что Елизавета Константиновна, при всей многогранности своей натуры, была человеком удивительно целостным, цельным, щедрым и в то же время очень требовательным, особенно к себе. Зная, что я вообще не безразличен к ис тории и особенно к истории Новосибирска, Елизавета Константиновна всегда в разго ворах со мной охотно обращалась к прош лому города. Ей, видимо, и самой было ин тересно рассказывать о себе и узнавать, как к ее судьбе, к ее сомнениям относится собе седник. К тому же, если ее собеседник явля ется человеком уже другого поколения. Рас сказывала она и о своей работе на радио. — Около трех лет проработала я на Но восибирском радио литературным редакто ром, начиная с 1932 года. Эта работа дала мне очень многое. Во-первых, я сразу же получила возможность общения с людьми: с актерами, которые постоянно исполняли на ши передачи, с писателями, которые прино сили нам свои труды, свои произведения. Во-вторых — и это главное,— работа на радио приучила меня быть очень ответст венной: ведь в то время живое слово шло прямо в эфир! И конечно, нужно было все очень тщательно обдумать, да и по времени рассчитать. Мне приходилось в разное время разго варивать со многими людьми из тех, кто в конце двадцатых — начале тридцатых го дов работал в Новосибирске: строил через Обь Комсомольский железнодорожный мост или закладывал основы будущего флагмана сибирской индустрии завода Сибсельмаш, или начинал свои первые шаги в литерату ре, в театре, в музыке — и в словах этих людей, которые говорили со мной в разное время и не знали друг друга, я находил много общего. Они говорили о дружной ра боте, о каком-то общем радостном порыве трудовом, воспринимали труд как самый большой праздник, как лучший из пиров! Что произошло потом — это вопрос другого порядка. Какое произошло перераспределе ние сил и искажение характеров. Об этих Окончание. Начало в Л 0. СВОИХ наблюдениях я не говорил с Елизаве той Константиновной, но вот что услышал от нее в сентябре 1981 года: — Вы знаете, работали все мы тогда на радио с большим энтузиазмом. Мы поддер живали друг друга, помогали и очень дове ряли друг другу. И конечно, очень зависели друг от друга. Это был небольшой, но очень сплоченный, дружный, молодой коллектив. И мы осваивали совершенно новое дело — мы учились вести разговор с многомиллион ной аудиторией из малюсенькой студии, ко торая размещалась на Красном проспекте, в Доме Ленина. Я напомнил Елизавете Константиновне, что позднее, в том же самом Доме Ленина, когда там разместился новосибирский ТЮЗ, — на его сцене не раз шел для детей спек такль по ее пьесе-сказке «Волшебный цве ток», на сцене «Красного факела» — спек такль-сказка «Дикие лебеди». Об этом и сегодня хорошо помнят в Новосибирске. Но она как будто не расслышала моих слов, увлеченная своими воспоминаниями: — Работа на радио на всю жизнь приучи ла меня к ощущению, к чувству ответствен ности не только за себя, не только за свое слово, но и за слово других людей, которые выступали перед микрофоном, рассказывали о себе и своих товарищах. А мне вспомнились строчки Ярослава Васильевича Смелякова, брошенные про самого себя: Радиостудий рядовой пророк. Ремесленник журнальный и газетный. Радио принесло Е. Стюарт много зна комств, которые потом сохранились на всю жизнь. Она быстро вошла в бурную, кипу чую культурную жизнь тогдашнего молодо го Новосибирска и сама была очень моло дой: — В то время писателей, приходивших на радио со своими произведениями, в Новоси бирске было не так уж много. И каждому мы искренно радовались, каждого привеча ли. Каждого встречал темпераментный чело век, большой энтузиаст своего дела — ре жиссер и талантливый актер театра «Крас ный факел» Николай Михайлович Коросты- нев. Его имя хорошо помнят, я уверена в этом, радиослушатели Сибири тридцатых, сороковых, пятидесятых и даже шестидеся тых годов. Большой известностью пользо вался человек, который сопровождал пере
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2