Сибирские огни, 1988, № 7
Сибири. Но при этом не забывает продек ларировать свою честность, свое стремле ние сказать о сибирской земле всю правду: Сибирь родимая моя! К тебе сыновним чувством мучась. Все говорю я, не тая: Ведь ты — борьба моя и участь! Весомо, вроде бы, заявлено. Но каким поэтическим запасом обеспечивается эта весомость? Чем автор доказывает, что это его позиция, а не поза, именно выношен ное, выстраданное чувство, а не дежурная риторика? Откровенно говоря, я подтвер ждений этому в тексте не нашел. Не обна ружил даже тогда, когда поэт пытается обозначить свое личное присутствие и уча стие в делах и заботах Сибири, поскольку выражается оно, в основном, либо в мало оригинальных назидательных советах типа «ты только с разумом хозяйствуй, совет ский мудрый человек», либо в громкоглас ных уверениях в собственной солидарности как с современными первопроходцами, так и с борцами за сохранение природы. Тем более что банальность и невыразительность этих деклараций, натужный их пафос гра ничат порой с самопародией: Я с теми, кто пришел на БАМ , Оставив теплые квартиры, И греется с улыбкой там У динамита и тротила! Ну, чем не черный юмор! Хотя и смеш ного тут мало. Скорей, обидно. И дело не только в том, что поэту иной раз изменяют вкус и мера. Взявшись за столь сложную и ответственную вещь, как эпическая поэма о Сибири, А. Марков встал на путь наимень шего сопротивления. Отсюда вторичность, активное вовлечение различных изобрази тельных и языковых штампов, обкатанных сюжетных конструкций, затасканных рифм, вплоть до такой, как «ширь — Сибирь», ко торую, да простит меня автор, нынче уже I I отпетые графоманы стесняются исполь зовать. Отсюда как результат — художест венная несостоятельность поэмы «Сибирь». Заголовок поэмы Анатолия Третьякова звучит более личностно — «Моя Сибирь», И хотя традиционного лирического «я» в этом произведении нет, личностное начало в поэтической картине Сибири, написанной А, Третьяковым, несомненно, присутствует. Есть в этой картине и колоритные, емкие образы, и сочные краски. Наверняка запом нится читателю зимнее «лицо» Сибири, на котором «озерами застыли глаза... в снегу бровей боры густые, сугробы губ», весь ее морозный облик: До Сибири версты Шпалами горожены, Над Сибирью звезды В синь вморожены. Кто-то искры высек, Высек и замерз — И выморожен в выси Памятник из звезд. Останавливает внимание и образ военного лета 1941 года: ...Июнь ходил в рубахе зеленой, А Россия в гимнастерке Защитного цвета. По дорогам войны. По земле опаленной К востоку брело Бездомное лето. , . , . Однако, несмотря на то, что местами поэ ма написана по-настоящему поэтично, ярко, полного удовлетворения, как произведение законченное, цельное, она не вызывает. Пе ред нами, по сути, тот же беглый, ретро спективный обзор истории Сибири от начала века до наших дней. Еще больше, чем в поэме А, Маркова, ощущается в ней фраг ментарность, отсутствие сквозной, объеди няющей мысли (как и сюжета, впрочем). А держится она на торжественно-парадном пафосе праздничной оды, что, в обшем-то, закономерно, поскольку опубликована поэ ма накануне 70-летия Октября и писалась, по-видимому, с прицелом на это знамена тельное событие. Другое дело, что жесткая праздничная заданность вольно или неволь но сказалась на художественном воплоще нии, вылилась в поверхностную описатель- ность, митинговую лозунговость, которая особенно режет слух, если вспомнить дра матизм стоящих перед Сибирью проблем. ...В, будущее разведка — Сибирь — ты страна чудес. Твой символ — кедровая ветка На фоне строек и ГЭС . Трагический, добавим, символ. Радоваться тут нечему (очеркисты альманаха, кстати, в чем мы убедимся, это красноречиво дока жут). А. Третьяков, правда, тоже пытается посетовать, покручиниться к примеру, о за топленных рукотворными морями берегах енисейских, на которых он родился и вырос, но как-то очень уж осторожно, словно боясь нарушить маршевое звучание поэмы. Пото му, видно, и спешит закончить поэт свою поэму бравурным аккордом: Здесь сказка смешалась с былью, Здесь рядом тайга и хлеба. Горжусь я моей Сибирью! Спасибо тебе, судьба. Говоря о поэзии «Енисея» в целом, надо признать, что при отдельных удачах, инте ресных поисках, несомненном чувстве вре мени, оставляет она менее' благоприятное впечатление, нежели проза и публицистика альманаха. Редколлегии в формировании поэтического раздела предстоит еще нема лая работа, направленная и на более же сткий, требовательный отбор, и на опреде ление более четких идейно-художественных критериев. Первые годы начавшейся в стране пере стройки отразились в литературе, как из вестно, бурным всплеском публицистики, уже по самой специфике жанра оказавшей ся на переднем рубеже развернувшейся в нашем обществе борьбы. Не составила в этом отношении исключения и публицисти ка «Енисея». Благо в Красноярском крае (как редко в каком другом регионе) боль ших и малых проблем в различных сферах жизни предостаточно. Разумеется, не вся публицистика альмана ха сводится только к освещению этих про блем. Красноярские литераторы много и охотно рассказывают на страницах «Ени сея» об истории своего края, интересных лЮт,. дкх, примечательных местах. 1987 год стал годом 70-летия Ведикого -. Октября, и-этому. событию, (а с ним в крае-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2