Сибирские огни, 1988, № 7
жутся взятыми напрокат, заемными л, рами. Они выхвачены из сегодняшней п''-' ?»■ Ероа в, Маль;юГ"°м“ ', ждет маму, которая заберет его отсюда «Родная мамочка! - писал Никита - Я уже четыре раза писал тебе, а ответа ^ тебя не получил. Почему ты мн^ не пишешь? Наверное тебе некогда. Мамочка я не “ о чу здесь быть. Забери меня отсюдова Ма' мочка, меня Васька-бык бьет...» В письмах своих похож Никита на чехов ского Ваньку Жукова. Та же сквозит в них детская горестная незащищенность. Но тоа- гизм еще и в том, что, взывая к матеои Никита, в отличие от чеховского героя твердо знающего, что в деревне у негоТть родная душа, «писал призраку». Да и как иначе назвать женщину, бросившую на произвол судьбы своего ребенка! Однако потребность мальчика в материнской любви так велика, что, несмотря ни на что оГве рит в «призрак», и светлый образ матери пробивается даже сквозь толщу порой про сто жутких воспоминаний. ^ Нас, читателей, автор не обольщает бла гостным исходом, в котором мальчик вновь обретает родителей согласно своей мечте. Действительность в повести жестока но реальна. Убегает Никита из детдома, пря чется поздней промозглой осенью в холод ной землянке на городской свалке, бьет его озноб. «Болеет Никита Иванович, бредит свою мамочку-маму зовет... и не знает что никогда не услышит она его зова, не’зай- дется в материнском трепете очерствевшее сердце. Вот не стань Никитки, умри он здесь, а она еще долго будет ходить по земле, не вспоминая о нем, и если бы су ществовала загробная жизнь, то, встреть там, прошла бы мимо, не узнав своего сына, кровиночку свою, не протянула бы навстречу руки и не прижала к своей гру ди...» Горе-родителям в повести противопостав лены те, кто всеми силами старается смяг чить боль детской души, воспринимая ее как свою собственную. Это директор дет дома Рожнин и молодой воспитатель Лап шин — сам^оотверженные, безоглядно лю бящие детей люди. Им нелегко. И прежде всего потому, что их собственные отзывчи вость и горячее стремление воспитать из сирот полноценных членов общества натал киваются на стену холодного безразличия чиновников, признанных хотя бы по роду службы оказывать им всяческое содейст вие. Правда, сказано об этом в «Поле чу дес» довольно робко, вскользь, хотя давно ни для кого не секрет, что подобное отно шение к детским учреждениям (в том числе и детдомам) не есть явление исключитель ное; возникнув и укоренившись в годы за стоя, оно стало поистине общенациональной бедой. (Не случайно же возникла идея фон да помощи детям.) К сожалению, В. Мальков недостаточно глубоко вникает в социальный аспект про блемы современного сиротства, что обедня ет повесть. Тем не менее, она запоминается, ложится на душу, вызывая ответное соуча стие. А разве не в.,этом одна из важнейших задач литературы? . . Заканчивая разговор о прозе «Енисея», не хочу подводить какие-то итоги и делать далеко идущие выводы. Но для меня совер шенно очевидно, что повести и рассказы альманаха, за редким исключением, при всех недостатках и издержках, найдут доро гу к читателю, ибо есть в них главное: го рячее дыхание неспокойного нашего вре мени с его сложностями и противоречиями. Дыхание времени коснулось и поэзии «Енисея», нарушив «ощущение застоя, слиш ком долгого покоя, слишком мертвой ти шины». Не случайно, вероятно, поэзия годо вого комплекта альманаха открывается подборкой стихов Владлена Белкина с ха рактерным названием «Начни с себя» (1987. 1 ). О самом сегодня, наверное, насущном размышляет поэт: о перестройке души, о возвращении нравственным и духовным цен ностям их подлинной сути, очищении их от мещанско-бюрократической тины, хотя, на первый взгляд, у автора куда более скром ная задача — «затаившееся увидеть, не разгаданное понять... и в отчаянье досту чаться до соседа, что за стеной («Никого не хочу не обидеть...»). Но за всем этим, справедливо утверждает поэт в стихотворе нии «Что наши крохотные страсти..,», «реа лии битвы, в которой бед не перечесть», битвы против силы, которая «рушит свя зующие мир мосты и ложью стравливает души», битвы за то, чтобы, наконец-то, «стал в почете тот, кто любит». Выиграть такую битву непросто. В стихо творении «Начни с себя», давшем название циклу, лирическому герою снится, как в «белоколонном зале», «сминая нас окаме нелым взглядом, шел, медленно ступая по ковру, наш бог». И, даже зная, что это только сон, герой не может освободиться от рабского страха, который внушался десяти летиями безраздельного властвования «бо га». «А если б это было не во сне?» — за дается автор настолько же резонным, на сколько и больным вопросом. И подтекст его ясен: перестройка души начинается с изживания рабства в себе, с возрождения собственного достоинства, своего «я». Проблема духовного возрождения стано вится болевым нервом и в цикле Николая Еремина «Перед новой дорогой» (1987, № 6), и в стихах молодых поэтов Сергея’ Мамзина и Павла Полуяна (1987, № 4). У последнего, кстати, одно из стихотворений — «Символика» — перекликается с белкин- ским «Начни с себя», хотя по внешнему рисунку они мало похожи, В аллегориче ской форме, с помощью сложной системы метафор и символов, П. Полуян изображает общество равнодушной сытости, над кото рым властвует «великий рот», ставший об разцом для миллионов маленьких мещански.х ртов. Правда, в отличие от В. Белкина, П. По. луян не задается прямыми откровен ными вопросами, предполагающими такие же ясные, недвусмысленные ответы. Он как бы уходит в глубь темы, пытаясь понять, откуда берется эта пассивная молчаливость, социальная инфантильность сегодняшних поколений, о которой с горькой самокритич
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2