Сибирские огни, 1988, № 7
жить майор-у Варанову («С ны майора Б а р ан о ва»), ставшему невольным убийцей собственного отца. А ситуация в рассказе возникает непростая. Еще мальчишкой, зи мой сорок четвертого, Дмитрий Баранов со своим старшим другом Сашкой решили уничтожить оказавшегося в окрестностях их деревни дезертира. Дмитрию не по нутру это дело, но он боится «правильного» и не примиримого Сашку, который чуть ли не в каждом видел «врага народа». Дезертира они выследили, и .— по приказу Сашки — Дмитрий стреляет в него. В убитом, подой дя поближе, он узнал своего отца. Всю жизнь преследует Баранова это не вольное преступление. Но такое ли уж и невольное — вот вопрос, который подспуд но звучит на протяжении всего рассказа. Рассказ заканчивается весьма банально. Встретившись с братом, Дмитрий все рас сказывает ему, после чего тот отворачива ется от него со словами: «У нас разные с тобой отцы». И мне показалось, что С. За- дерееву не удалось на сто процентов ис пользовать прекрасную драматургическую основу рассказа, которому тесно оказалось в рамках новеллистического жанра. Автор только-только успел пересказать трагиче скую историю, а вот пространства для ху дожественно-психологического и нравст венного анализа, да и дыхания, похоже, не хватило. Наиболее сильное впечатление в подбор ке С. Задереева оставляет рассказ «Хоте лось верить». Он только по внешним при знакам анималистический, поскольку герои ня его — собака Лапа, и рассказывается об истории ее жизни. На самом же деле он о человеческой жестокости и эгоизме, о под лости и предательстве, на которые отвечает человек бескорыстной собачьей преданно сти. Если шире — он о подавлении естест венного, природного начала в угоду искус ственно насаждаемого порядка, запрограм мированной общественной модели поведе ния. В этом я вижу глубокий внутренний смысл этой интересной новеллы. Сергей Федотов, пожалуй, единственный из авторов годового комплекта «Енисея», кто пишет на не очень популярную сегодня производственную тематику. Его повесть «Три километра в час» (1987, № 5) расска зывает о современном заводе. Автор ста рается уйти от сложившихся схем и штам пов, поэтому не ставит во главу угла ка кую-либо экстремальную ситуацию или про изводственный аврал. Он показывает рядо вые будни предприятия, его людей, повсе дневные заботы. Он не нагоняет страсти, зато убедительно изображает сутолоку еже дневной заводской текучки, то и дело рож дающей большие и малые конфликты, про блемы, стрессы. С. Федотов пишет со зна нием не только технических деталей, но и нравственного климата, психологии своих персонажей — молодого мастера Егорова, высококвалифицированных наладчиков то карных автоматов, которых писатель стара ется «передать» предельно объективно, без сюсюкания и заискивания перед его вели чеством рабочим классом. Вместе с тем, цельной, законченной кар тины заводской жизни пока не получилось. Пока перед нами нечто вроде группового фото наладочного участка мастера Егоро ва. Есть достоверность персонажей, дета- леЦ есть хорошие зарисовхи рабочего цро- цесса которые то и аепо перемежаются байками о том, к примеру, какие ухищре ния используют заводские несуны, много чисто производственного юмора, но как-то все это, кроме места действия, слабо объ единено. Не просматривается четкой худо жественно-образующей мысли, сцементиро вавшей бы интересные и хорошо написан ные куски и эпизоды. Отсутствие такой мысли привело еще и к тому, что повесть оказалась несколько архаичной по каким-то конкретным производственным заботам. Дух перестройки, особенно, наверное, ощу тимый на производстве, не витает в ней. Неожиданностью для меня явилась по весть Владимира Малькова «Поле чудес» (1987, № 3), посвященная детям-сиротам^. Написана она в русле той гуманистической традиции, которую, восходя к русской клас сике, продолжили такие, например, произ ведения, как «Педагогическая поэма» А. Макаренко, шишковские «Странники», дубовокая «Сирота», астафьевская «Кра жа», «Ночевала тучка золотая» А. Пристав- кина. Правда, в отличие от них. истоки сиротства сегодня В. Мальков связывает не с катаклизмами, решительно повлиявши ми на миллионы человеческих судеб, како выми, скажем, явились война и послевоен ная разруха, а реалиями нынешнего, мате риально благополучного мира, в котором, как ни печально, тоже есть питательная среда для сиротства. Никита Бочкарев — малолетний герой повести «Поле чудес» в детдом, как и большинство его обитателей, попал (страш но сказать — вполне типичная ситуация!) от живых родителей. Отца он почти не пом нил, а мать — «сошла с круга». «Документы, поступившие на Никиту Ивановича Бочкарева, указывали год и да ту рождения, но с припиской в характери стике «приблизительно». Подтверждалось,- что имя Никита и фамилия Бочкарев были записаны со слов ребенка. Отчество взято формально. Из этих же документов явство вало, что Никита Бочкарев был подобран участковым милиционером в деревне Ста рый Яр и отправлен в детский дом Красно ярского края. Определенного места житель ства ребенок назвать не мог. «Комиссия по делам бесприютных детей постановила счи тать мальчика круглым сиротой...» Разумеется, всему необходимому Никиту в детдоме обучили, окружили заботой, но самого-самого главного (вряд ли это во обще возможно в казенном учреждении), без чего ребенок так и будет чувствовать себя обделенным и ущербным — родитель ского тепла,— дать не сумели. Тем более что и жизнь детдомовская со своими непи саными законами зачастую бывает жесто кой, несправедливой. Автор и не пытается сглаживать нравы детского дома, идущие как раз из тех уже далеких времен, когда маленький человек в условиях голода и разрухи вынужден был бороться, как умел, за выживание. Вот почему и Никита Боч карев с замашками беспризорника, и долго вязый хулиган Васька-бык, обирающий малолеток, толкающий их на воровство и попрошайничество, имея типологических со родичей (вспомним хотя бы Сыча и Кузь- менышей из повести А. Приставкина «Ноче вала тучка золотая»), — все-таки не ка
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2