Сибирские огни, 1988, № 7
КРИТИКА ЛИТЕРАТЫРОВЕАЕНИЕ Алексей ГОРШЕНИН ПОЕЗД МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ (По страницам альманаха «Енисей». Год 1987) П утешествовавшие по железным доро гам, наверное, обращали внимание на то. какие разные по одному и тому же стальному пути идут поезда. Мощно, стремительно, не задерживаясь на мелких станциях, мчатся трансконтинентальные экспрессы. Пассажир в них солидный, цену себе знающий. А вослед, тормозя на каж дом полустанке, неторопко катят поезда местного сообщения. Люд тут попроще, по непрезентабельней, то и дело меняющийся. И, когда сверкающий скорый порывом вет ра проносится мимо очередного невзрачно тусклого «местного», который уступает ему дорогу на каком-нибудь разъезде, обитате ли последнего, прильнув к непромытым окнам, с тайной завистью всматриваются в люминесцентно сияющее нутро экспресса, в самоуверенные лица дальних путешествен ников, ни малейшего интереса не проявля ющих к пропускающему их составу, и, наверное, вместе с завистью глубоко в ду ше лелеют мечту о том времени, когда и они, бог даст, смогут заполучить здесь ме сто... Картина эта безотчетно рисуется моим воображением, когда после «толстого» ли тературного журнала в руки мне попадает провинциальный альманах. Впрочем, сознаю— любое сравнение хро мает. И у журналов есть своя табель о рангах, в силу которой одни из них по от ношению к другим тоже нередко оказыва ются в незавидном положении поезда мест ного значения. Тем не менее, журнал любого ранга всег да обладает рядом изначальных преиму ществ. Я имею в виду не только разницу в тиражах, объемах, периодичности выхода и другие производственно-технические вещи. Неравенство остро ощущается и в воз можностях выбора материала для публика ции, что, в свою очередь, отражается на идейно-художественном уровне издания, его престиже. Последнее обстоятельство, пожалуй, осо бенно существенно. Ведь, как правило, альманахи в своей работе могут рассчиты вать лишь на местные силы, да и то не на все. Писатели с именем предпочитают зара нее бронировать места в тот или иной по пулярный литературный экспресс, что, в общем-то, закономерно: по известности и трибуна. Как, видимо, закономерно и то, что для большинства своих авторов про винциальный альманах становится своеоб разным испытательным полигоном, старто вой площадкой, с которой они пытаются взлететь к высотам большой литературы. В том во многом и состоит предназначе ние подобного рода изданий. Но и не толь ко в том. Объединяя на своих страницах писателей региона, альманахи в то же вре мя дают достаточно полную его литератур ную картину, без которой, кстати, очень трудно бывает объективно оценить истин ное состояние всей нашей словесности. Тем более, что, как верно подметил критик В. Перцовский, «художественный уровень работы столичных и местных литераторов все больше сближается, вероятность появ ления новых серьезных дарований теперь примерно одна и та же относительно мно гих культурных центров страны»', а, стало быть, попросту исчезает возможность для иных литературоведов априорно рассуждать об обязательной провинциальной серости. Однако не будем и мы голословными, а обрати.мся к прошлогодним номерам одно го из крупнейших российских альманахов (тираж 25 тыс. экз.. объем 11 изд. л., выхо дит 6 раз в год) — органу Красноярской писательской организации альманаху «Ени сей». «Енисей» относится к альманахам жур нального типа, поэтому по аналогии с пол новесной периодикой содержит практиче ски те же традиционные разделы: прозы, поэзии, публицистики, критики и литерату роведения. Не все они, конечно, равноцен ны, но, безусловно, каждый по-своему от ражает свой участок литературной жизни Красноярья. Общеизвестно, что уровень любого пе риодического издания определяет главным ‘ в. Перцовский. Многообразие или пестрота? «Сибирские огни», 1983, № 12, с. 144.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2