Сибирские огни, 1988, № 7
А. КАМАНОВ БИЛЕТ В ОДИН КОНЕЦ • м : есил сапогами тюменские топи, ви- 1дел вязшие по крыши кабин везде ходы и экскаваторы, вздыхал вмес те со всеми: «Да, Север...» В голову не могло прийти, что какая-то часть этой до рогой техники, нередко купленной за валю ту, утоплена сознательно. ...Нижневартовский зимник доживал пос ледние дни перед распутицей. На полпути к городу его перегородила колонна «КрАЗов». Водители отмечали важное собы тие в жизни своего товарища — выход ма шины из «капиталки» Достал, можно ска зать, из-под земли дефицитную запчасть! Один из водителей разоткровенничался; — Молодой-зеленый, чему радуется?! Вот я, например. Еще ни разу не ремонти ровался. Чую: плох мой железный конь. Дверцу приоткрыл, ногу на газ, крутнул баранку, и со всего маху — бултых!— в болото. А сам — вот он я живой, стою на тверди. Другой раз еще и лопатой подтол кну, чтоб поглубже увяз, землей присып лю. А начальству рапорт: «ЧП» на трассе. У нас это запросто. Дайте, дескать, новый «КрАЗ», если не хотите потерять ценного работника. А не дадут... Север, он боль шой. Сколько там Франций и Бельгии, вместе взятых? Ну, это вам лучше знать. А ремонтироваться каждый раз — бутылок не напасешься... В Нижневартовске в ту пору была одна автоколонна, и найти того водителя не сос тавляло труда. А дальше? Слова к делу не пришьешь. Да и была в том признании горькая правда: бесконечные поломки из-за отсутствия техники в северном испол нении, выматывающий душу дефицит запча стей, особенно к импортной технике — меша ют но.рмальной работе. Но не каждый ста новится потопителем «КрАЗов». Вот и моло дой коллега того водителя долго и трудно искал нужную запчасть, потерял в заработ ке, несмотря на «учебу» бывалого. Я не надеялся удивить этой историей мою собеседницу. Скорее — напомнил хо рошо знакомое. Татьяна Григорьевна Га понова уже двадцать лет изучает мигра ционные процессы и условия жизни на Тюменском Севере. Она — руководите.иь группы в лаборатории экономико - мате матических исследований Новосибирского государственного университета, кандидат географических наук. — Мне хорошо знаком подобный тип людей. Тот водитель — из временщиков. Он приехал с одной целью — заработать. Хоть дворец для него постройте на боло те —.все равно убежит, как только набьет карман потуже. И людей таких на Тюмен ском Севере, чего скрывать, много. — Люди ехали, едут и будут приезжать за деньгами. В этом нет ничего предосу дительного. Ведь материальный мотив пе реезда в районы освоения порожден самой системой экономического стимулирования... — Но деньги — это только деньги. Сам по себе рубль не обеспечивает стабиль ность кадров, высокое качество работы, хозяйское отношение к технике и природ ным богатствам края, сознательную дис циплину. Более того, в условиях необуст- роенности этот самый рубль порождает «экономику наоборот», увеличивая в рай онах освоения и без того значительную до лю потенциальных мигрантов, готовых в любой момент сорваться с места ради еще большего заработка. Пятая часть (!) насе ления Тюменской области в течение года постоянно перемещается в поисках нового места работы и жительства. И каждый из более чем полумиллиона человек на месяц выключен из производства. Не учитывать наличие такой категории людей — эконо мическая близорукость. Не принимать в расчет нездоровый морально-психологи ческий климат, который они привносят в трудовые коллективы,— по меньшей мере, опрометчиво. Кто и откуда едет в Тюмень? Многолет ние исследования показывают: едут ото всюду. Но есть группа районов, с которыми у Тюменского Севера на протяжении всего периода освоения сохраняются тесные свя зи. На первом месте — Западная Сибирь, Основная доля переселенцев приходится на свою же Тюменскую область, а точ нее — на ее северные районы. Другие об ласти Западной Сибири поставляют незна чительную часть новоселов. Среди других регионов первенство принадлежит Уралу. Потом идет Поволжье — сказывается сходство специализации на добыче нефти и газа. Из союзных республик выделяется Казахстан. Урал, Западная Сибирь, Поволжье, Ка захстан... Трудоизбыточными эти регионы никак не назовешь. Особенно восточные, огромнейшие и богатейшие — всем, но не людьми. Отток рабочих рук может затор мозить их экономическое и социальное развитие. Государственный интерес в том, чтобы тюменский «насос» откачивал насе ление из трудоизбыточных регионов'. И прежде всего из Средней Азии и Закав казья. Сейчас эти республики практичес ки не участвуют в миграционном обмене с Тюменским Севером. Как, впрочем, и рес
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2