Сибирские огни, 1988, № 7
ких профессий, но выпускников сразу призы вают в армию, а возвращаются далеко не все, да и то зачастую сменив профессию. Рискнуть, взять людей «с улицы», обучить их дефицитным профессиям, прописать, пос тавить в очередь на квартиру — на это в отделах кадров не решаются. И в то же время почти все кадровики уверены в том, что вахта приносит больше вреда, чем пользы, боятся ее живучести. Действительно, трудно сразу избавиться от вахты, как это планируется во многих объединениях на Севере, — ведь пик «рас цвета» вахты приходится на 1985-1986 гг. Не может сразу исчезнуть вахта, да и, ве роятно, не исчезнет никогда в северных условиях, где жить семьей трудно. В пос ледние годы ученые и практики приходят к выводу, что целесообразнее иные вахты — не из южных далеких городов, а бази рующиеся на юге Тюменской области в не больших городах-спутниках вокруг област ного центра. Но пока обдумывается и с трудом внедряется эта идея, не превратится ли Север в «пустыню» в результате расцве та временщины? Говорят, лет пять назад на одном из собраний тюменских литера торов молодая ненецкая писательница Ан на Неркаги плакала, повторяя: «Спасите мою тундру, что с ней дальше будет?» По ка всерьез спасать никто не думает. Но не будем торопиться огульно осуж дать вахтовика. В Ноябрьске, в одном из общежитий во время беседы о преимущест вах и недостатках вахтового метода рабо чий, летающий из Тольятти, сказал: «Чув ствую себя здесь временщиком, а я ведь люблю и северную природу, и город, и вах ту. Но нас, приезжих, тут «зажимают». Мы порой и слова не можем сказать против тех, кто работает здесь постоянно, несмотря на то, что разряд у меня самый высокий. Внес ти предложение, покритиковать? А тебе в ответ: уволим, и поезжай работать на свои полтораста рублей, а у меня трое пацанов и жена. Впервые, как живем с ней, стала новые платья шить, а то все старые пере краивала... Да вот еще беда — никто не интересуется вахтой, нашими чувствами, за ботами, семейными делами. На производ стве требуют лишь одно — план, выработ ка, больше нефти». Есть в Ханты-Мансийском автономном округе поселок Ужгородский. Впрочем, в Советском райисполкоме говорят, что тако го поселка нет, а есть трассовый поселок на компрессорной станции. А Ужгородским его назвали сами жители, когда там стро ился газопровод Уренгой—Ужгород. Таковы парадоксы: есть поселок, и нет его. Нет — для райисполкома, потому что в поселке отсутствуют баня, канализация, радио, га зеты, не говоря о кинотеатре. Нет поселка для патронажных сестер, которые отказы ваются, бывает, ездить туда к новорожден ным. Был даже случай, когда фельдшер ве домственной медсанчасти отказывался об служивать «чужих» больных. Существует этот поселок лишь для 600 жителей, из которых более 70 детей. Воз ник он как вахтовый треста Приуралнефте- газстрой, затем перешел в ведение другого строительного треста, потом — к эксплуата ционникам. В перспективе — через год-два — намечается Ужгородский снести, пересе лить нефтяников в благоустроенный посе лок Комсомольский, который находится в двенадцати километрах от трассового и куда ужгородцы ходят за хлебом, мыться, лечить детей, в кино. Пока же поселок Уж городский «ничейный», и различные ве домства перепираются — у кого тут жи вет больше семей, тот и должен заняться его благоустройством. Ведомственность оборачивается бедст вием не только для поселков типа Ужго родского. Воспитатель общежития Сале хардского консервного комбината во время лекции (а лекция была о воспитании лич ности) воскликнула: «Вот вы говорите о формировании личности, как можно об этом у нас толковать! Я вот знаю женщи ну — и не одну! — которая тридцать лет работала на комбинате, жила в бараке, ушла на пенсию и продолжает жить в этом же бараке!» А совсем недалеко от консервного ком бината вырос за несколько лет поселок геологов с благоустроенными квартирами, «своими» магазинами и столовыми, на за висть другим «удельным ведомствам». Геологи и в очередь на квартиру стоят недолго, и цены у них в столовых раза в полтора ниже, чем в городских кафе, и в магазинах снабжение иное. Но чем же ра ботница консервного комбината не заслу жила этих же благ? В области сейчас находятся предприятия почти шестидесяти министерств, и они редко понимают друг друга, особенно если речь заходит о социальной сфере. Взять, к при меру, упомянутый Новоуренгойский аэро порт. Уже не первый год ждут провала крыши в нем; все основные службы — инженерно-авиационная, аэродромная, лет ное звено, санчасть расположены в балках. Нет камеры хранения, комнаты матери и ребенка. В 1971 году, когда был построен аэропорт, перевозили в восемь раз меньше пассажиров, чем сейчас. Тогда же нача лась переписка между различными ведом ствами о строительстве нового здания. Пе реписка продолжается и поныне... Во многих северных городах люди могут часами ждать «общественного» транспорта, в то время как шоферы полупустых ве домственных автобусов, высматривая на остановках «своих», медленно едут мимо. Много на Севере «своих» клубов, магази нов, стадионов. Человек, выпадающий из системы ведомств, не чувствует себя хозяи ном, а если и чувствует, то только за «за борчиком», в «своем» поселении. И все ча ще ставится вопрос о том, как найти тот меч, что разрубил бы узел межведомст венных раздоров? Надежды, которые воз лагались на Междуведомственную комис сию при Госплане СССР, созданную в Тю мени, не оправдались. И особенно это ощу тимо, как я уже говорила, в социальной сфере, где появляются «ничейные» по селки, «ничейные» кинотеатры, аэропорты, ясли, детские сады. Нашу социологическую группу возил по подразделениям треста Уренгойтрубопро- водстрой молодой водитель, по имени Ярослав, родом из Башкирии. «Трубач» — так зовут здесь шоферов, которые возят
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2