Сибирские огни, 1988, № 7
щитных костюмах. Таких, как у всех в Чер нобыле, где, словно на фронте, и форма у всех одна, и быт один, и опасность одна на всех. После премьеры меня спрашивали знако мые, кто был в зале: почему Володя на этот раз так волновался, останавливался, тяжело дышал в микрофон? Премьера происходила в субботу 14 фев раля. И только близкие знали, что Володя приехал из больничной палаты. Под при смотром врача, который во вторник должен был делать ему сложную операцию. Он не волновался. Ему не хватало дыха ния на фразу... Последнее слово Владимира Шевченко (из выступления на Украинском телевидении): ...Это для нас целая эпопея. Работа ответ ственная, работа трудная, прямо скажем, н работа интересная. Понимаете, в чем де ло? И пресса, и периодические издания, те левидение — информацию в основном вы дали всю. Когда же кончается, так сказать, выдача информации, когда снят этот первый слой, тогда включаемся уже мы, тогда включаются другие виды искусства. ...Съемки фильма велись событийно. И цель наша была такова: только правда на экране, только правда в кадре. Поэтому, снимая, моим коллегам приходилось риско вать, подниматься на опасное расстояние над реактором. Но то было наше профес сиональное, так сказать, кровное наше дело. Кто этого боится, тот не идет в хронику ра ботать. Когда меня в Госкино спросили, кто будет снимать со мной в Чернобыле, я вы брал самых надежных людей, с которыми работал раньше и очень им верил. Надеюсь, что и они мне верили. Вот так сразу обра тился к операторам Владимиру Таранченко и Виктору Крипченко. Мы всегда помнили, что профессия кино хроникера — это крепкая рука и мужское сердце, ...Звукооператор А. Королев сперва слег ка растерялся, а потом привык, очень ему понравились там люди. Когда уезжали из зоны, Королев сказал: «Никитич, не хочется отсюда уезжать, действительно, мужская работа, где все — мужчины, ни одного зай ца». В самом деле, для тех, кто там рабо тал, это словно чистилище... ...Я хотел бы подчеркнуть, что в нашем фильме мы старались показать как можно больше лиц, просто лиц людей, тех, кто, рис куя собой, делал там все, что было в чело веческих силах. Иногда эти люди возникали случайно — где-то на собрании, на концерте. На экране их лица скажут намного больше, чем напишут о них газетчики, литераторы. ...Документальный кадр всегда несет на много больше информации, чем хочет внести в него тот, кто снимает. Владимир Михай лович Черноусенко, доктор физико-матема тических наук, начальник штаба АН УССР. Стоит человек в очках, улыбается. Если вы присмотритесь внимательней, то заметите, сколько на нем разных датчиков. Места жи вого нет. Этот человек был ходячей лабора торией. Прежде чем посылать на работу в опасные места, он все тщательно проверял на себе... ...Большая группа шоферов-добровольцев со студии работала там, звукооператоры, десятки людей. Тяжкие испытания всегда делают срез общества, коллектива, души од ного человека, выявляя то, что он может противопоставить беде. У наших людей было что противопоставить... ...Создавая эту ленту, мы исходили из то го, что события в Чернобыле — это прёДу-’'* преждение, урок для тех, кто не хочет под писывать договор о запрещении атомного оружия.., ...У ленты «Чернобыль: хроника трудных недель» была сложная доэкранная судьба. Уже на стадии продвижения фильма на эк ран мы почувствовали определенные труд ности и поняли, что люди по-разному отно сятся к понятию гласности, к тому, что мож но и нужно сказать с гражданской позиции кинодокументалистов. Наша лента уже могла б четыре месяца демонстрироваться на экранах. Она шла впереди решений со ветских и партийных органов, она шла с определенными критическими выводами в отношении аварии. Состоялся один пленум, второй, приняты конкретные решения, и мы, документалисты, оказались в хвосте собы тий. Обесценен труд многих людей из-за этой досадной задержки. Теряется социаль ное содержание нашей работы. Работы ки нопублицистов, Перестройка нужна во всех сферах жизни, в том числе и в кинематогра фе. Потому что на любом уровне, в любом ведомстве есть люди, считающие себя боль шими знатоками киноискусства. Например, нам сделали по фильму 152 замечания. Мы критикуем, мы ставим диагноз тем ведомст вам, по вине которых произошла беда, и на шу работу посылают к ним же на суд. Есте ственно, что наша работа им не по вкусу. Ох, эта многострадальная премьера... Володе придется извиняться перед залом в микрофон, что в календарике Дома кино она объявлялась дважды или трижды, но не происходила. Можно было бы написать отдельную статью, даже название есть: «Как создавал ся и как сдавался фильм о Чернобыле». В зеркале прессы «Чернобыль: хроника трудных недель». Создатели фильма... жили и трудились рядом с теми, кто вел трудную, напряжен ную борьбу с вышедшим из-под контроля атомом. Свою задачу они видели в том, чтобы новый фильм стал суровым преду преждением об опасности, которую таит в себе даже мирный атом, уроком борьбы с безответственностью, халатностью. Газета «Известия» 20 тысяч метров пленки, отснятых в Чернобыле, из которых полторы тысячи вошли в фильм, оплачены большой ценой. Желание добыть важные для фильма кад ры вывело на аварийный блок режиссера и оператора Владимира Никитовича Шев ченко, операторов Виктора Ивановича Крипченко и Владимира Васильевича Та ранченко. Зачем снимался этот фильм? Наверное, не только для того, чтобы сделать очевид цами печальных событий, но и заставить нас задуматься, чтобы на главный вопрос
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2