Сибирские огни, 1988, № 7

щитных костюмах. Таких, как у всех в Чер­ нобыле, где, словно на фронте, и форма у всех одна, и быт один, и опасность одна на всех. После премьеры меня спрашивали знако­ мые, кто был в зале: почему Володя на этот раз так волновался, останавливался, тяжело дышал в микрофон? Премьера происходила в субботу 14 фев­ раля. И только близкие знали, что Володя приехал из больничной палаты. Под при­ смотром врача, который во вторник должен был делать ему сложную операцию. Он не волновался. Ему не хватало дыха­ ния на фразу... Последнее слово Владимира Шевченко (из выступления на Украинском телевидении): ...Это для нас целая эпопея. Работа ответ­ ственная, работа трудная, прямо скажем, н работа интересная. Понимаете, в чем де­ ло? И пресса, и периодические издания, те­ левидение — информацию в основном вы­ дали всю. Когда же кончается, так сказать, выдача информации, когда снят этот первый слой, тогда включаемся уже мы, тогда включаются другие виды искусства. ...Съемки фильма велись событийно. И цель наша была такова: только правда на экране, только правда в кадре. Поэтому, снимая, моим коллегам приходилось риско­ вать, подниматься на опасное расстояние над реактором. Но то было наше профес­ сиональное, так сказать, кровное наше дело. Кто этого боится, тот не идет в хронику ра­ ботать. Когда меня в Госкино спросили, кто будет снимать со мной в Чернобыле, я вы­ брал самых надежных людей, с которыми работал раньше и очень им верил. Надеюсь, что и они мне верили. Вот так сразу обра­ тился к операторам Владимиру Таранченко и Виктору Крипченко. Мы всегда помнили, что профессия кино­ хроникера — это крепкая рука и мужское сердце, ...Звукооператор А. Королев сперва слег­ ка растерялся, а потом привык, очень ему понравились там люди. Когда уезжали из зоны, Королев сказал: «Никитич, не хочется отсюда уезжать, действительно, мужская работа, где все — мужчины, ни одного зай­ ца». В самом деле, для тех, кто там рабо­ тал, это словно чистилище... ...Я хотел бы подчеркнуть, что в нашем фильме мы старались показать как можно больше лиц, просто лиц людей, тех, кто, рис­ куя собой, делал там все, что было в чело­ веческих силах. Иногда эти люди возникали случайно — где-то на собрании, на концерте. На экране их лица скажут намного больше, чем напишут о них газетчики, литераторы. ...Документальный кадр всегда несет на­ много больше информации, чем хочет внести в него тот, кто снимает. Владимир Михай­ лович Черноусенко, доктор физико-матема­ тических наук, начальник штаба АН УССР. Стоит человек в очках, улыбается. Если вы присмотритесь внимательней, то заметите, сколько на нем разных датчиков. Места жи­ вого нет. Этот человек был ходячей лабора­ торией. Прежде чем посылать на работу в опасные места, он все тщательно проверял на себе... ...Большая группа шоферов-добровольцев со студии работала там, звукооператоры, десятки людей. Тяжкие испытания всегда делают срез общества, коллектива, души од­ ного человека, выявляя то, что он может противопоставить беде. У наших людей было что противопоставить... ...Создавая эту ленту, мы исходили из то­ го, что события в Чернобыле — это прёДу-’'* преждение, урок для тех, кто не хочет под­ писывать договор о запрещении атомного оружия.., ...У ленты «Чернобыль: хроника трудных недель» была сложная доэкранная судьба. Уже на стадии продвижения фильма на эк­ ран мы почувствовали определенные труд­ ности и поняли, что люди по-разному отно­ сятся к понятию гласности, к тому, что мож­ но и нужно сказать с гражданской позиции кинодокументалистов. Наша лента уже могла б четыре месяца демонстрироваться на экранах. Она шла впереди решений со­ ветских и партийных органов, она шла с определенными критическими выводами в отношении аварии. Состоялся один пленум, второй, приняты конкретные решения, и мы, документалисты, оказались в хвосте собы­ тий. Обесценен труд многих людей из-за этой досадной задержки. Теряется социаль­ ное содержание нашей работы. Работы ки­ нопублицистов, Перестройка нужна во всех сферах жизни, в том числе и в кинематогра­ фе. Потому что на любом уровне, в любом ведомстве есть люди, считающие себя боль­ шими знатоками киноискусства. Например, нам сделали по фильму 152 замечания. Мы критикуем, мы ставим диагноз тем ведомст­ вам, по вине которых произошла беда, и на­ шу работу посылают к ним же на суд. Есте­ ственно, что наша работа им не по вкусу. Ох, эта многострадальная премьера... Володе придется извиняться перед залом в микрофон, что в календарике Дома кино она объявлялась дважды или трижды, но не происходила. Можно было бы написать отдельную статью, даже название есть: «Как создавал­ ся и как сдавался фильм о Чернобыле». В зеркале прессы «Чернобыль: хроника трудных недель». Создатели фильма... жили и трудились рядом с теми, кто вел трудную, напряжен­ ную борьбу с вышедшим из-под контроля атомом. Свою задачу они видели в том, чтобы новый фильм стал суровым преду­ преждением об опасности, которую таит в себе даже мирный атом, уроком борьбы с безответственностью, халатностью. Газета «Известия» 20 тысяч метров пленки, отснятых в Чернобыле, из которых полторы тысячи вошли в фильм, оплачены большой ценой. Желание добыть важные для фильма кад­ ры вывело на аварийный блок режиссера и оператора Владимира Никитовича Шев­ ченко, операторов Виктора Ивановича Крипченко и Владимира Васильевича Та­ ранченко. Зачем снимался этот фильм? Наверное, не только для того, чтобы сделать очевид­ цами печальных событий, но и заставить нас задуматься, чтобы на главный вопрос

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2