Сибирские огни, 1988, № 7

Редакция, как и в первый мой приезд, от­ неслась к фильму более чем доброжелатель­ но. Затем смотрело начальство нашего глав­ ка. Все боги решили, что фильм для них крайне опасен и лучше его похоронить, чем дразнить судьбу. Они нашли удобную фор­ мулу: — Иди в Министерство сельского хозяй­ ства, и если там напишут бумагу, что такой фильм им нужен, разговор о приемке филь­ ма возобновится. Сначала я показал фильм в Министерстве сельского хозяйства РСФСР. Затем переко­ чевал на Большое Садовое кольцо и пока­ зал Хорошилову (начальник главка зерна союзного министерства) и всем, кого он счел нужным пригласить. И тот, и другой просмотры в принципе ничего не дали, но в Министерстве с/х Союза все же было ин­ тереснее. Это «интересное» заключалось в том, что многие поддержали фильм. Были деловые, умные высказывания. — Споров много,— сказал в заключение Хорошилов.— Фильм явно неплохой. Но, на мой взгляд, сейчас нельзя его давать на эк­ ран. Подводя итог всем разговорам, нужно сказать, что просчетом этого фильма явля­ ется то, что больше тревог, чем надежд. Способы борьбы с эрозией есть. И о них нужно сказать. Есть план борьбы с эрози­ ей. Поэтому придется конец фильма переде­ лать. Бумагу мне все-таки дали. В ней требова­ лось внести некоторые изменения в фильм. Эти «некоторые изменения» практически де­ лали фильм беззубым и бессмысленным. Все официальные двери постепенно за­ крылись передо мной, и мне недвусмыслен­ но было заявлено, чтобы я убирался в «свой Новосибирск» и переделывал фильм так, как мне велели. По совету друзей я пошел в «Правду» к показал фильм там. На просмотре присутст­ вовали зам. главного редактора Зародов, заведующий литературным отделом «Прав­ ды» Георгий Иванович Куницын, спецкор «Правды» по вопросам сельского хозяйства Юрий Дмитриевич Черниченко. Присутство­ вали еще несколько руководителей отделов. ...Аудитория очень тонко реагировала на все интересные места фильма. После окон­ чания п 1 К)екции сразу же началась шумная активная беседа. Говорили громко, много и доброжелательно. Особенно понравились Куницыну образы крестьян, которые не бросят Кулунду в бе­ де, вырвут все из глотки, но свою землю спасут от беды. Это новые люди — кулун- динские крестьяне. Они болеют не за свой огород, не за свою коровенку, а за общест­ венные дела, за государственную землю. Хвалили юмор деда Беленко и заслужен­ ного механизатора, комбайнера из совхоза «Кулундинский». Высказывали мнение о не­ точности фразы о демократическом центра­ лизме, о том, что нужно бы деликатней обойтись с секретарем райкома. А в общем сказали: «Здорово». ...Сошлись на таком резюме: я еду в Но­ восибирск, чуть-чуть смягчаю острые углы, привожу фильм в Москву и прихожу с ним в «Правду», показываю коллективу редак­ ции. Они помещают в газете небольшую ин­ формацию типа «У нас в гостях». И пускай тогда посмеют не принять фильм. В который раз снова появилась надежда... Пока Шевченко был в Москве, «Кулунду» показывали дома писателям Новосибирска. После другого просмотра его поддержали также и местные журналисты, представите­ ли общественности города, а в Академгород­ ке пришлось устраивать даже дополнитель­ ные сеансы — столько было желающих по­ смотреть правдивый фильм, в том числе и специалистов сельского хозяйства. Но вернемся к давним дневниковым запи­ сям Володи. ...Через десять дней нас срочно вызвали в Алтайский крайком партии. Фильм повез­ ли я и наш директор В. П. Сафонов. В просмотров'ом зале присутствовало 35— 40 человек, возглавляющих отделы крайко­ ма и крайисполкома. Руководил просмот­ ром первый секретарь крайкома Георгиев. Видимо, наслушавшись о фильме от Ново­ сибирского обкома, Георгиев, зайдя в зал, даже не поздоровался с нами. Ничего доб­ рого это не предвещало. Просмотр шел сначала при некотором оживлении в зале. Были даже реплики. За­ тем же, при развертывании мыслей в филь­ ме, установилась мертвая тишина, которая не нарушалась до конца просмотра. Когда зажегся свет, слышно было, как пролетает муха. После длинной паузы Геор­ гиев начал говорить: — В таком виде фильм показывать нель­ зя. Категорически! Вы показали тупик. Нужны пути, как выйти из тупика. От фильма такое впечатление, будто нет ника­ кого выхода. Как вы смеете игнорировать мероприятия правительства Российской Фе­ дерации по борьбе с эрозией?! Мы думаем, люди думают, проводим совещания произ­ водственников и ученых... А потом, что это такое: «Едут новоселы...»?! Ц К сказал, что подьем целины — подвиг, а вы издеваетесь! Собрали, понимаешь, стариков, поговорили с с ними и сделали выводы? Кто был кон­ сультантом фильма? Сафонов, директор студии: — Консультанта не было. Сам режиссер и оператор фильма — бывший главный агро­ ном совхоза. Георгиев: — Мы работаем, понимаешь, боремся с эрозией, создаем лесхозы. Сколько их, то­ варищ Ивашкевич? Ивашкевич: — Созданы четыре лесхоза в районе Ку- лунды. Есть в лесхозах там полив. Георгиев: — А вы вывернули все наизнанку! При­ ехали временщики на несколько дней, на­ дергали фактов.,. На кого рассчитан ваш фильм? Сафонов в который раз пытается отве­ тить, но у него ничего не получается. Он да­ же встал, стоит уже несколько минут, но вставить слово ему не удается. Георгиев продолжает: — Мы залужили уже сто тысяч гектаров, мы раньше всех занялись эрозией. Мы идем к пятидесятилетию... А вы что?! Да этот пасквиль никто и смотреть не будет!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2