Сибирские огни, 1988, № 7
Редакция, как и в первый мой приезд, от неслась к фильму более чем доброжелатель но. Затем смотрело начальство нашего глав ка. Все боги решили, что фильм для них крайне опасен и лучше его похоронить, чем дразнить судьбу. Они нашли удобную фор мулу: — Иди в Министерство сельского хозяй ства, и если там напишут бумагу, что такой фильм им нужен, разговор о приемке филь ма возобновится. Сначала я показал фильм в Министерстве сельского хозяйства РСФСР. Затем переко чевал на Большое Садовое кольцо и пока зал Хорошилову (начальник главка зерна союзного министерства) и всем, кого он счел нужным пригласить. И тот, и другой просмотры в принципе ничего не дали, но в Министерстве с/х Союза все же было ин тереснее. Это «интересное» заключалось в том, что многие поддержали фильм. Были деловые, умные высказывания. — Споров много,— сказал в заключение Хорошилов.— Фильм явно неплохой. Но, на мой взгляд, сейчас нельзя его давать на эк ран. Подводя итог всем разговорам, нужно сказать, что просчетом этого фильма явля ется то, что больше тревог, чем надежд. Способы борьбы с эрозией есть. И о них нужно сказать. Есть план борьбы с эрози ей. Поэтому придется конец фильма переде лать. Бумагу мне все-таки дали. В ней требова лось внести некоторые изменения в фильм. Эти «некоторые изменения» практически де лали фильм беззубым и бессмысленным. Все официальные двери постепенно за крылись передо мной, и мне недвусмыслен но было заявлено, чтобы я убирался в «свой Новосибирск» и переделывал фильм так, как мне велели. По совету друзей я пошел в «Правду» к показал фильм там. На просмотре присутст вовали зам. главного редактора Зародов, заведующий литературным отделом «Прав ды» Георгий Иванович Куницын, спецкор «Правды» по вопросам сельского хозяйства Юрий Дмитриевич Черниченко. Присутство вали еще несколько руководителей отделов. ...Аудитория очень тонко реагировала на все интересные места фильма. После окон чания п 1 К)екции сразу же началась шумная активная беседа. Говорили громко, много и доброжелательно. Особенно понравились Куницыну образы крестьян, которые не бросят Кулунду в бе де, вырвут все из глотки, но свою землю спасут от беды. Это новые люди — кулун- динские крестьяне. Они болеют не за свой огород, не за свою коровенку, а за общест венные дела, за государственную землю. Хвалили юмор деда Беленко и заслужен ного механизатора, комбайнера из совхоза «Кулундинский». Высказывали мнение о не точности фразы о демократическом центра лизме, о том, что нужно бы деликатней обойтись с секретарем райкома. А в общем сказали: «Здорово». ...Сошлись на таком резюме: я еду в Но восибирск, чуть-чуть смягчаю острые углы, привожу фильм в Москву и прихожу с ним в «Правду», показываю коллективу редак ции. Они помещают в газете небольшую ин формацию типа «У нас в гостях». И пускай тогда посмеют не принять фильм. В который раз снова появилась надежда... Пока Шевченко был в Москве, «Кулунду» показывали дома писателям Новосибирска. После другого просмотра его поддержали также и местные журналисты, представите ли общественности города, а в Академгород ке пришлось устраивать даже дополнитель ные сеансы — столько было желающих по смотреть правдивый фильм, в том числе и специалистов сельского хозяйства. Но вернемся к давним дневниковым запи сям Володи. ...Через десять дней нас срочно вызвали в Алтайский крайком партии. Фильм повез ли я и наш директор В. П. Сафонов. В просмотров'ом зале присутствовало 35— 40 человек, возглавляющих отделы крайко ма и крайисполкома. Руководил просмот ром первый секретарь крайкома Георгиев. Видимо, наслушавшись о фильме от Ново сибирского обкома, Георгиев, зайдя в зал, даже не поздоровался с нами. Ничего доб рого это не предвещало. Просмотр шел сначала при некотором оживлении в зале. Были даже реплики. За тем же, при развертывании мыслей в филь ме, установилась мертвая тишина, которая не нарушалась до конца просмотра. Когда зажегся свет, слышно было, как пролетает муха. После длинной паузы Геор гиев начал говорить: — В таком виде фильм показывать нель зя. Категорически! Вы показали тупик. Нужны пути, как выйти из тупика. От фильма такое впечатление, будто нет ника кого выхода. Как вы смеете игнорировать мероприятия правительства Российской Фе дерации по борьбе с эрозией?! Мы думаем, люди думают, проводим совещания произ водственников и ученых... А потом, что это такое: «Едут новоселы...»?! Ц К сказал, что подьем целины — подвиг, а вы издеваетесь! Собрали, понимаешь, стариков, поговорили с с ними и сделали выводы? Кто был кон сультантом фильма? Сафонов, директор студии: — Консультанта не было. Сам режиссер и оператор фильма — бывший главный агро ном совхоза. Георгиев: — Мы работаем, понимаешь, боремся с эрозией, создаем лесхозы. Сколько их, то варищ Ивашкевич? Ивашкевич: — Созданы четыре лесхоза в районе Ку- лунды. Есть в лесхозах там полив. Георгиев: — А вы вывернули все наизнанку! При ехали временщики на несколько дней, на дергали фактов.,. На кого рассчитан ваш фильм? Сафонов в который раз пытается отве тить, но у него ничего не получается. Он да же встал, стоит уже несколько минут, но вставить слово ему не удается. Георгиев продолжает: — Мы залужили уже сто тысяч гектаров, мы раньше всех занялись эрозией. Мы идем к пятидесятилетию... А вы что?! Да этот пасквиль никто и смотреть не будет!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2