Сибирские огни, 1988, № 7
Пришел к назначенному сроку, но началь- "Росмотрели ф^ьм раньше. Вызвал меня к себе Калашников и стал излагать, насколько я понял, официальную точку зрения на фильм. Мне стало как-то не по себе. Ничего-то ему не нужно.. И К у - с т аш н ^ тТ "^ ^ ^ "” ^ пропадом, и граждан- ственн^ть — досужие выдумки бездельни ков... Главное — дослужить до приличной пенсии да желательно бы выполнить еще план по фильмам. Ведет разговор в виде постоянно задаваемых собеседнику вопро сов, на которые последний не в состоянии отбить, так как ему не дают этого сделать Пришлось ему сделать замечание на этот сч^, но и это не возымело действия Потему вдруг «тревоги»? Не выдумка ли это? Почему не показали крайкому партии^* Почему Кулунда пылит? Почему популярно не объяснили беду Кулунды? И т. д. и т п Мои ответы не имели успеха по той про стои причине, что в нашем разговоре они просто не предполагались, не были нужны. Он, Калашников, больше понимает и знает чем его собеседник. Встал я с кресла взял ся за голову и пошел подальше... Кто’реша ет судьбу фильмов?! Кто вершит вопросы их тиража?! Какие-то заросли. И некому их прополоть. Если и есть смысл в кинодокументалисти ке (имеется в виду полезный общественный смысл), то он в том, чтобы помогать совер шенствовать человеческие отношения и улучшать людские дела. Если этого нет, на ши фильмы — просто безделушки. Порой они забавные, порою— милые, а иногда — вредные. Путей отступления у меня нет. Из фильма («Кулунда») нельзя выбросить ни единого эпизода. Или весь он пойдет, или весь будет выброшен чиновниками на помойку. Меня, мягко говоря, удивляет стремление многих кинодокументалистов снимать без обидные хохмочки в то время, когда суще ствует огромное количество нерешенных вопросов, на которые не обращают серьез ного внимания. Это все равно, если бы мощным краном на строительной площадке подавали вазончики с цветами в окна сосед него дома, а все тяжести рабочие таскали бы вручную. Здесь речь идет о калибре ки нодокументалистики, о ее силе и могущест ве, о ее способности решать общественно значимые вопросы. Ведь сила кинодокумен та намного выше печатного слова и слова, произнесенного с трибуны. Разумеется, речь идет о документальном кино в полном смыс ле этого слова, а не о кинематографических недоносках и выкидышах. При серьезном и достойном отношении к кинодокументали стике важно доверие зрителя. Оно расша тано предыдущими годами. Если же авто ры фильма в каждом конкретном случае не позаботятся, чтоб раньше завоевать доверие аудитории, а потом излагать ей свои мысли, то их усилия будут тщетны... И самое ужасное в наши дни— это под ход к фильму с точки зрения «а как примет фильм начальство?». Важнее и полезнее — как будут реагировать зрители. Это уже вопросы умения, дара божьего и мастер ства. 17-18-19 декабря. За эти дни воды в Москве-реке утекло много, а воз и ныне там. Был просмотр во Всесоюзном комитете. Неприятность — пер вая часть пошла несинхронно, дважды рва лась. Но Сазонов и так все понял и сказал, что фильм объективен, гражданственен и не обходим. Речь идет только о том,, для кого он? Широкому зрителю вряд ли можно его показывать, а вот Ц К партии и соответству ющим ведомствам показать необходимо. Нужно ехать в Новосибирск и в таком виде, в каком он сейчас, свести на одну пленку и срочно привезти сюда для показа. После всех разговоров и просмотров я понял, что фильм в тираж не пойдет. Если и будет тираж, то самый незначительный. Но шум будет, а это то, что надо многостра дальным целинным землям. Сижу, жду. Случайно услышал интерес ную фразу: «ВЗЛЕТАЮТ ВСЕ ПРОТИВ ВЕТРА». Вижу перед собой стену. До сегодняшнего дня еще питал надежды, что все обойдется малой кровью. Теперь вижу — быть круп ной драке. Я «е имею никакого права усту пать, не свои я здесь дела решаю. Здесь ре шаются дела крестьянские, кулундинские. Иду спокойно на неприятности. Верю в то, что я прав Бросился в республиканский главк на бе седу. Еле поймал такси и в 4-30 уже сидел в кабинете у В. С. Переяславцева. Весь наш разговор в конечном счете свелся к тому, что нужно многое из фильма убрать. Все эти «убрать» лишали фильм содержания и смысла. Что же, по его мнению, необходимо уб рать из фильма? В первую очередь — это поваленные вет ром столбы. Второе — заколоченные окна. Он сказал, что все это очень мрачно. Третье— вырезать некоторые фразы секре таря райкома партии. Особенно его волнует наличие фразы о демократическом центра лизме. Кроме этого, нужно сказать, что много хорошего делается. И вообще — нече го лезть... Долго говорил о том, что зрителю все это не нужно. Неинтересно. Вот уж воистину... неинтересно. Вот ведь как! Нервы на пределе. Голова — как после доброй драки (гудит). Программа действий: еду в Новосибирск. Делаю несколько копий без всяких измене ний, показываю в крайкоме партии и с бу магой от Георгиева снова еду в Москву. Тут меня, батеньку, опять и поправят. Я снова возьмусь за свое... И так до тех пор, пока не дойду до по следней инстанции, до тех пор, пока не по явится у меня твердое убеждение, что серьезный разговор никому не нужен. 4 января 1967 г. Уже сидел в самолете и вновь (но уже с другим настроением) направлялся в Моск ву. Ясности впереди не было. Одно было предельно понятным: республиканский главк живым фильм на экран не выпустит.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2