Сибирские огни, 1988, № 7
— Это,— скажет диктор,— плодородный слой почвы поднят в воздух. Это, мысленно присовокупляем сегодня мы в зале, по ветру пошли человеческие труды, урожай, само будушее земли, кото рую оставляем потомкам... Большинство экранной плошади фильма составляют синхронные беседы с людьми. С пропеченными солнцем, обросшими двух дневной шетиной кулундинскими крестьяна ми, в запыленных ковбойках и промаслен ных, давно потерявших форму кепках. Са ма эстетика портретных планов, снятых ки- нопублицистом-дебютантом, тоже полемич на по отношению к своему времени. Она не отвечала выбритым, при галстуке, словно спрыснутым одеколоном «Шипр», передови- кам-«хлебодарам» (ну и словцо газетчики придумали!) из обычной кинохроники того времени. Но более всего не отвечало при вычным реляциям, благодушным опусам, романтическим стишкам то, что эти небри тые люди говорили: — Нет. Ни в коем случае нельзя было распахивать эту землю на все сто процен тов! Но ведь как звонко— 100! И ни на йоту меньше;... — В тридцатые годы,— вспомнит кто-то с тоской,— меж полями садили лесополосы. Тогда эрозии не было... Иноязычное слово произносится неуве ренно, как незнакомое, потому что такого горя не ведала еше Кулунда. Что осталось от тех лесополос, с болью показывает кино камера: пеньки, поломанные у самой земли стволы — кое-где в распаханной плугами степи. ...Жаркое, просто-таки бронебойное солн це в Кулунде. Молниеносно выпивает влагу, до последней капельки. Камера панорамиру ет потрескавшуюся землю, похожую на со лончаки в Северном Крыму, где-нибудь у Перекопа или Сиваша. — Здесь лишь семь дней тому назад бы ло озеро... ...В дрожании миражей (да таких, что, кажется, дрожит громадный экран Дома кино) плывут трактора. Сев. ...Тысячеклювые стаи воронья кружат над хлебом, ссыпанным под открытым небом в бурты. Ведь ни зернохранилищ, ни средств на них никто и не планировал на целине... Припоминаю, видел такие же разжирелые стаи, когда в 1956 году со студотрядом Ки евского университета отработал лето и на чало осени на целине, правда, казахстан ской. Послеуборочные дороги до сих пор стоят в глазах. Желтые — на десятки, на сотни километров. От рассыпанной из кузо вов стареньких, потрепанных «полуторок» пшеншчы. Когда же и на огромных откры тых токах бригад, где лежали тысячи и ты сячи тонн пшеницы в каждой, не осталось места, нам приказали возить непросушенное зерно прямо на железнодорожную станцию, сбрасывать в маслянистую пыль, под пер вые «белые мухи». А уезжали в Киев — по превшее, ничем не укрытое зерно так и оставалось в поле под снегом. Но Казах стан отрапортовал тогда о самом первом своем миллиарде пудо.в... И в «Кулунде» бывшие новоселы-энтузиа сты криком кричали: нужны севообороты, посевы трав, строительство, да мало ли что здесь нужно — ведь только в лучшие годы с гектара собирают по 12 (!) центнеров, в ху дые же — по 5—6... Но вместо этого знакомое, ох и знакомое нам всем «давай-давай!». Прямо и недвусмысленно прозвучало с экрана: давайте же наконец хозяевам забо титься о судьбе земли, остановите, уменьши те хотя бы ливень указаний, директив, бу маг, недоверия. Видимо, сегодня не стоит и продолжать это перечисление, так как ны нешнему читателю оно достаточно известно из острых выступлений наших нублицистов- аграрииков. Шевченко же пытался сказать об этом еще в 1966 году. В кинодокумента листике бывший агроном-целинник искал оружие для борьбы, но напрасно... Из дневников В. Н. Шевченко о событиях 1966— 1967 гг. 13 декабря 66 г. Все мытарства, огорчения и беды ушли в прошлое. Так думалось мне, когда я садил ся в просторный Ту-104 в Толмачеве и от правлялся в Москву для сдачи фильма на двух пленках. Пять часов полета прошли незаметно. Вспоминалось последнее заседание художе ственного совета студии, на котором благо словили фильм. Даже сомневающиеся ранее остались довольны фильмом. Великий (и ум ный) пессимист Фридрихсон, говоривший накануне: «Ты, Володя, поймал такую ры бину, что либо бросай удочки, либо она утя нет тебя в море»,— пожелал успешной сда чи фильма и выразил уверенность в положи тельном исходе всего дела. Я летел в Москву с каким-то трепетом, с предчувствием чего-то хорошего, значитель ного для меня. «Кулунда» была моей первой серьезной работой. В душе было больше рая, чем ада... Наивный человек, хотя и интуитивный провидец.- 14 декабря. В три часа начался просмотр в большом зале Главка кино РСФСР. Когда я сидел и слушал выступающих, то набрасывал на кусочек бумаги мысли для ответного выступления. Выступить мне не пришлось. Вот о чем хотелось сказать: 1. Фильм прежде всего направлен против кампанейщины. 2. Изложение мер борьбы и методики спа сения земель — дело научпопа (научно-по пулярного кино.— И. М.). Наша же зада ча — ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ сторона воп роса. То, что люди нервничают и пережива ют в фильме, и есть публицистичность филь ма. 3. Авторы фильма ломятся не в открытую дверь, а в приоткрытую однажды, но тут же захлопнутую... Завтра ожидается просмотр начальником комитета и его многочисленной свитой. Уве рен, что будет мне жарко. Но странное де ло, несмотря на все неблагополучные симп томы, настроение у меня хорошее, бодрое. Сегодня встречался со многими людьми, а дураков встретил всего двух. Один из них явно круглый, второй — перспективный. Не остановлюсь. Видимо, еще много будет по порчено крови.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2