Сибирские огни, 1988, № 7
йоминяния о моих кулундинскйх днях нуж ны мне для веры в себя, для спасения от жизненного бо-лота, которое засасывает с каждым днем все больше и больше. Весь сыр-бор разгорелся тогда, когда я, усталый, но счастливый, приехал в Новоси бирск из Москвы. За плечами осталась двойная сессия во ВГИКе. Были успешно сданы экзамены за четвертый и пятый кур сы. Впереди диплом. Чему-то меня научило телевидение, что-то нрибавила кинохроника, многое заставил изучить ВГИК. На студии зарубили двухчастевый фильм «на сельскохозяйственную тему», В рабочем портфеле возникла «дырка». Редакция иска ла выход, и моя заяв.ка на фильм «Кулунда обвиняет» была охотно принята на заседа нии творческого совета студии. Первоначально мне отводилась скромная роль кинооператора. Кроме того, считаясь с тем, что заявка на фильм моя, меня включи ли в авторскую группу. Сценарий было по ручено написать Лукацкому (он же режис сер) , Метелице Саше и мне. Мы срочно вы ехали- в■ кулундинские степи. Степь нас встретила неприветливо. В пер вые же дни разыгралась мощная пыльная буря. Все это, разумеется, было снято. Ме телица был в восторге от предстоящей ра боты. Лукацкий же насторожился. Долго и молча смотрел на нас. (Позже он ушел с фильма. — И. М.) Практически сценария не было. Мы на писали формально что-то вроде сценарного плана для утверждения худсоветом. Все предстояло сделать на месте. Выбрали для съемок совхоз «Кулундинский». Крайком партии подсказал это нам. Днем мы ездили и снимали полевые ра боты, а по ночам работали над сценарием. Сняли посев зерновых, посадки леса при по мощи лесопосадочной машины и т. д. Настроение кулундинцев, как и следовало ожидать, по-настоящему деловое. Это зака ленный, обвеянный степными ветрам,и на род. Им не страшны ни пыльные бури, ни трескучие морозы, зачастую разменивающие пятый десяток градусов, ни трудности, свя занные с бурным руко'водством Н. С. Хру щева. Их трудно чем-нибудь испугать, так как нельзя хуже придумать условий жизни и работы, чем те, которые у них есть. Но так кажется приезжему. Они же свыклись со своим сурО'Вым краем, полюбили простор ную Кулунду, стали патриотами этой пер возданной (в еще недалеком прошлом) сте пи. Мне стало ясно, что о таких людях и о таких могучих просторах нельзя делать сю сюкающий фильм, нельзя лгать. Необходимо гово 1 рить только чистую правду. Нужно показать условия, в которых работают кулундинцы, нужно правдиво по казать беду кулундинских земель. Да и только ли кулундинских? Пылит Казахстан, Кубань, Поволжье, пылит Ставрополье и юг Украины. Десятки и сотни тысяч, даже миллионы гектаров земли пущены неразум ной распашкой на ветер. Это не красное словцо, «пущены на ветер» надо понимать в буквальном смысле этого слова. «Кулунду» он снимал в качестве днплом- нсж работы во ВГИКе, где бывший агро ном из глухого целинного совхоза заочно учился на операторском факультете. Руко водитель диплома,— жалею, что фамилии в больнице не записал,— качал головой: — По композиции кадра, по операторско му мастерству и светотени оценки я, конеч но, выставлю. А как быть с остальным?.. Зрелым, битым, тертым человеком начал работать Шевченко в большом кинемато графе. Здесь, полагаю, нужна была тоже немалая решительность,— в самом конце четвертого десятка начать сначала. Ну, а потом разве не нужна была сме лость— из оператора переквалифициро ваться в режиссеры документального кине матографа, а в пятьдесят, сделавшись ма стером документалистики, дебютировать по становщиком кино игрового? Вне сомнений, нужно было также муже ство, Уже по отношению к собственной судьбе. В дни прощания с Володей те, кто близко знал его, решили снять фильм о нем самом. И название возникло здесь же, достаточно, по-моему, точное — «Владимир Шевченко: от Кулунды до Чернобыля». Два поля его боя — первое и последнее... Начальную и финальную его работы, между которыми пролегло двадцатилетие творчества — год 66-й и год 86-й — роднит не только судьба художника. Мера честно сти, кровь мужественности и гражданствен ности, -ь. ■ Володя говорил, что единственная копия «Кулунды» врюде бы сохранилась в архиве в Новосибирске. Но лишь в апреле 1987 го да старанием тогдашней его сотрудницы по «Кулунде», режиссера Западно-Сибирской студии кинохроники Евгении Мордохович фильм — точнее, четвертый, как и «Черно быль», порезанный его вариант — отыскан в архивном небытии. Дописываю этот раздел последним в ру кописи — под свежим впечатлением от двух просмотров ленты о Кулунде, с которой на чинался в кинематографе Владимир Шев ченко. На вечерах его памяти, состоявших ся в прошлом мае в Киеве, а через три дня в Москве, в Центральном доме кинемато графистов, я говорил со сцены: — У нас сегодня еще одна премьера, кроме «Чернобыля»,— премьера с опоздани ем на двадцать лет. «Кулунда» давно стала легендой в среде кинодокументалистов: до многих из нас сперва доходили слухи об этом смелом фильме, а уж потом знакомились с его ав тором. И когда на экране, затмив солнце, захозяйничала черная пыльная буря, когда средь бела дня грузовики на шляху вклю чили фары, будто во-т-вот их может застать врасплох полное затмение светила, когда де ти с целлулоидными куклами в коляске по брели по улице совхозной усадьбы, держась за штакетник, чтобы не сбило с ног беше ное нападение ветра, по правде говоря, сде лалось не по себе, муторно н.а душе. ; Ведь это не просто шлейф из-под грузо виков спрятал горизонт, не просто природ ная пылища проглотила солнце (Володя сделал эту кинометафору сквозной в филь ме — больное, словно воспаленное, око солнца).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2