Сибирские огни, 1988, № 7
«Укркинохронике» он начинал давно — в 1958 году, когда ни Шевченко, ни я к кине матографу никакого отношения не имели — ассистентом оператора у Валентина Орлян- кина, знаменитого фронтового кинооперато- ра-сталинградца. В общем, оба «орла» — люди надежные, профессионалы. Чернобыльские съемки имели сложную предысторию, даже «Правде» пришлось вме шаться. Не пускали кинохронику к месту аварии — и все. Вплоть до 14 мая. Чего бы ло^ больше — перестраховки, информацион ной боязни, несовместимой с гласностью, ве домственного желания спрятать концы? Трудно ответить однозначно. Но факт оста ется фактом — кинохроника не зафиксиро вала самого первого этапа борьбы с черно быльской бедой. Шевченко, чья киногруппа оказалась в Чернобыле раньше других (и также первой сделала кинофильм об аварии), очень пере живал из-за этого и долго не мог сложить начало «Чернобыля»; не хватало материала. Снимать Володя начал репортажно, без сценария. В экстремальных условиях было не до установившейся последовательности кинопроцесса. И лишь месяца, кажется, че рез полтора выкроит время, да и то урыв ками, между съемок. Сядет за осмысление на бумаге, надеясь на последний этап фильмопроизводства — монтажный, напи сание дикторского текста. Со всеми его проблемами я столкнусь летом, когда в одно прекрасное утро он по звонит в двери моей квартиры; — Я знаю все; у тебя дел по горло. Но, Старик, подставь плечо... Через час мы впервые просмотрим вместе его черновой монтаж. Затем множество не использованного еще материала (снял он 20 тысяч метров). И начнем, как привыкли за годы совместного труда, достраивать и пе рестраивать... Начало фильма сперва на бумаге, а за тем и в пленке, понятно, осилим, несмотря на нехватку материала. Правда, почти что на закуску, когда уже будут пригнаны и в метраже, и в тексте все части, за исключе нием первой. Если бы это была самая большая забо та... Интуитивно, конечно, почувствовали,— да не представляли размеров,— что главные трудности впереди. Когда фильм ляжет в шесть коробок. Вудет озвучен. Вообще го тов. И — Володя позвонил мне из Москвы — принят Госкино СССР на союзный экран с первого же предъявления. Это было 3 октября 1986 года. И голос Володи радостно звенел в мемб ране междугородки; — Уезжаешь из Киева? Смотри не опоз дай на премьеру! Знали бы мы, что до премьеры можно бу дет успеть земной шар объехать. На сель ской кинопередвижке... тал в Сибири. Агрономом на целине. Далее умудрился самостоятельно ов-ладеть про фессией оператора телевидения, в Барнауле даже стал на какое-то время главным опе ратором. Потом — заочно ВГИК, Новоси бирская студия кинохроники. Впрочем, жиз ненная цепочка выстроится для меня спустя какое-то время, когда случайная встреча на одной картине перерастет в самое тесное сотрудничество и дружбу. Как-никак — на одной из премьер Володя сам насчитал — он снял больше десятка фильмов по моим сценариям и текстам. Пять из них полно метражные документалньые и один игро вой — «Контрудар». И большинство — о войне или о людях войны. Огромный кусок жизни... Спал он тогда в монтажной, среди коро бок с пленкой, на раскладушке. Не было времени снять где-то хотя бы «угол». — Вот сдадим фильм... Он вообще был очень непритязателен в быту («Старик, штанов приличных на премьеру нет...») и в пище (часто и завт ракал и обедал бутербродом со стаканом крепкого чая, сваренного кипятильником). Но по-детски гордился умением готовить сибирские пельмени. Если хотел сделать приятное человеку или оценивал его при щуренным, цепким глазом, говорил; — Слушай, Старик, а этот, кажется, за служивает пельменей... Он один и знал, когда кончаются и когда начинаются его смены, с коротким переры вом на раскладушку. Припоминаю, на за вершающем этапе фильма «Огненный путь» мне пришлось с пишущей машинкой на чет веро суток переселиться к нему на студию. А он уже целую неделю не выходил из монтажной... Многие на студии восприняли ненасыт ность новоявленного режиссера в работе как желание поскорей пройти сложное вхождение в коллектив, утвердить себя. Один из режиссеров, который желание про скользнуть в рай на чужом горбу возвел в жизненный принцип, сказал как-то; — Чтоб я вот так гробился? Да никогда! Мне бы спиннинг побросать! На первых порах к Шевченко приставля ли сорежиссеров-соавторов, за которых он «вкалывал», не жалея труда, и этот «спин нингист» быстренько раскусил, что на этой шее можно в очередной раз проскочить. Когда же Володя сказал ему в лоб все, что о нем думает, зашипел по студийным кори дорам; — Сибирский волк... А Шевченко просто не умел работать иначе — вполсилы, вполнервов, вполдуши. Он, прямо скажем, болен был в межкартнн- ном простое. — Ну все,— признавался,— завтра иду в запуск — начинается жизнь! Почему-то очень легко представляю Во лодю на фронте. Может, потому, что большая часть из сделанного нами в кино— о войне? Познакомились мы в 1973 году на полно метражном фильме «Битва за Киев». Воло дя только что стал тогда киевлянином. Пе реехал из Львова, где возглавлял корпункт «Укркинохроники». Перед тем долго рабо Нет, пишу не то.., Наверное, очень ясно представляю Воло дю на фронте потому, что есть в нем особая человеческая надежность. На таких держа лось святое окопное братство. Расхожее выражение; «С ним пошел бы в разведку»,— в отношении Шевченко теряет захватанность сверхупотребления. Это че
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2