Сибирские огни, 1988, № 7
СОХ7 наставить' д,а и рожь сеять. Кликали третьего мня иа торгу, кото рые люди кабальные, монастырские и всякие, чей кто ни буди, чтоб шли в государеву слободу, в Олександрову. Государь дает по пяти рублев, по человеку посмотря, а льготы на пять лет. — Слыхивали мы то кликанье, да не про нас оно, — буркнул досад ливо один из попов, отмахиваясь от мужика. — Да пошто не про в а с ? у д и в и л с я наивно тот.— Аль господь вам рук не дал для трудов праведных? ’ — А пото! — почуяв не наивную заумность в вопросах мужика, гру бо ответили ему. — Всякой избе своя кровля. Ишь, взбрело тебе-' попу хлеб пахать! А мужику, стало быть, священнодействовать? — Мужику також хлеб пахать,— лукаво клонил куда-то мужик. — А кому же священнодействовать? — изумился убогий попик. — А пошто священнодействовать? — изумился вместе с ним и мужик и вдруг оставил лукавство: — У пророка Исайи написано: «Не носи те больще даров тщетных: курение отвратительно для меня, — говорит господь. — Новомесячия ваши и праздники ненавидит душа моя: они бремя для меня». — Написано, да не в твое измышление,— резко, с надменностью и превосходством сказал другой поп. Он был явно воинственней своего приятеля. — И ничтоже в том написанном ты не выразумел, ибо, очи в книгу погружая, разум свой во хлебу оставил. — Там и разуметь-то нечего, — сказал спокойно мужик. — Господь сам все изъяснил. «Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей моих, — нарицает он. — Научитесь делать добро, ищите прав ды, спасайте угнетенного, защищайте сироту...» Вот что надобно делать, — усмехнулся кривовато мужик.— А все прочее — то от лукавого, свя тые отцы. — Наумие твое — се истинно от лукавого, — восстали на мужика теперь уже оба попа, а третий, убогонький, счел за лучщее не вмещи- ваться в этот окаянный спор и потихоньку отошел в сторону. Мужик был доволен, что задел попов за живое. Глядя, как они ере пенятся перед ним, снисходительно посмеивался, молчал, слушал, вид но было, выжидал, выискивая в поповских словах что-нибудь такое, что можно было бы обратить против них же самих. Но попы оказались тоже дошлыми и не без царя в голове. Особенно второй, который пона чалу молчал. Теперь он яро выговаривал мужику: — Не мни, бедник, что истину носишь в себе и пречистый свет откро вения! Не истина то и не свет, а ересь и пагуба, и тлен душевный... Мужик — по лицу было видно, по его ушедшей глубоко в глаза смешливости — держался своего, но помалкивал: попы попались уж больно зубастые, убежденные. Тем более, что к ним уже начали прислу шиваться и другие, стали обступать их, а среди этих другие могли ока заться не только праздные слушатели. — ...Вот и ты, от ветра главы своей, поползнулся в тот разврат и слагаешь словесы неприязнены!.. Ишь, рожею охмыляешь! Священно действовать тебе почто?! И причащение святых тайн — почто?! И покая ние?! — Покаяние — по грехам, — спокойно, с давнишней продуманностью сказал мужик. — А на безгрешье пошто покаяние? Нешто господу лю безней зло с покаянием, неже добро без покаяния? Перестаньте тво рить зло, везде говорит господь, омойтесь, очиститесь, но нигде; твори те, но кайтесь! Написано: «И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а творившие зло— в воскресение осуждения!» — Написано: «И како человеку быти правым пред богом, и како бы- ти чистым, рожденному женщиной?» — ни на пядь «е отступали попы. — Добро и есть очищение, — стоял на своем мужик, — и спасение, и покаяние... • С оXу н аст а ви-ть — усхроить хозийстжша аовом илн запустелом месте.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2