Сибирские огни, 1988, № 6
одной стене — в тонких металлических рамках несколько фотографий, на другой — книжная полка. Человек стирает рукавом телогрейки пыль со стола, и получается словно бы освещенный полукруг. Он опять снимает сумку, достает от туда свечу и зажигает. Накапав дрожащую лужицу воска, ставит в не го свечу и ждет, пока воск отвердеет. Свет от язычка пламени настоль ко слабый, что его чуть хватает, чтобы озарить чистый край стола. Че ловек достает из сумки несколько листов бумаги, ручку и садится на стул. Прежде чем писать, он теребит себя за бороду, потом, вздохнув, на чинает. Каждая фраза дается ему с трудом, слова на бумаге появляют ся медленно, и скоро он совсем кладет ручку на лист и долго смотрит в окно. Сквозь серое в разводах стекло видны неясные очертания каких-то строений. Человек встает и, склонившись над столом, собирается протереть хо тя бы край окна, но вдруг вспыхивает настольная лампа. Вздрогнув, человек быстро.находит шнур, щелкает выключателем. Лампа гаснет. Он еще раз нажимает кнопку — и лампа опять освещает комнатку. Теперь хорошо видно, это был чей-то кабинет. Рядом с книжной пол кой— удобное кресло. Под ним — шкура какого-то зверя. На столе, око ло лампы — керамический стакан с карандашами. Человек подходит к стене, на которой висят фотографии. Ему хочется посмотреть их, но стереть пыль нечем. Он пробует сдуть ее, но пыль давняя, та, что пускает невидимые и прочные корни. Тогда человек комкает лист бумаги и, не останавливаясь, сразу одну за другой, очищает фотографии. Это в боль шинстве портреты: детей и стариков, мужчин и женщин. Человек подходит к портрету, висящему выше других, и видит, что из рамки смотрит словно бы его собственное отражение. И борода точно такая же, только может подстрижена более аккуратно, и щеки так же от переносицы каждая разделена надвое острой морщиной, и взгляд глубоко посаженных глаз такой же спокойный и чуть усталый. Но чем- то неуловимым портрет все-таки отличается от лица человека. Фото графия кажется печальной и одинокой. Человек возвращается к столу, гасит свечу и продолжает писать дальше. Теперь это у него получается быстрее, он почти доканчивает лист, как вдруг резкое дуновение ветра, будто открыли дверь в ненаст ную погоду, ерошит ему волосы на голове, пытается унести со стола бумагу. Человек быстрым шагом выходит из кабинета, не останавливаясь щелкает выключателем на стене. Лампочка не загорается. Человек идет дальше и слышит, как будто бы из-за стены доносится мерное постукивание. Он зажигает спичку, открывает дверь в ванную комнату и сразу видит, как на кончике крана набухает капля воды. Вот она срывается и падает с таким звуком, словно на деревянную доску. Человек смотрит туда. Ванна настолько обросла пылью, что кажет ся, ее сделали из грязной ваты. Человек открывает кран, и сильная струя выносит сначала застоявшуюся ржавчину. Человек хочет до ждаться чистой воды, но сливное отверстие, видимо, тоже заросло этой ватой, и ванна быстро наполняется. Закрыв кран, человек идет в следующую комнату. И только он пе реступает проем двери, как рядом с ним что-то вздрагивает и начинает тихо гудеть. Человек шарит рукой в сумерках и открывает дверцу хо лодильника. Лампочка освещает какие-то останки продуктов, вначале разложившихся, а потом высохших в маленькие страшные мумии. Не захлопывая холодильника, он дает хоть какай-то свет, человек ос матривает кухню. Кастрюли на плите, посуда на полках — все расстав лено удобно, опытной хозяйской рукой. Раковина для мытья посуды з а росла паутиной в несколько рядов. Человек открывает кран, тот скри- пит'Зйржавелыми внутренньЬ<»Ч'яМй;'<Мд‘аж е'каи ‘ли-веды 'не тгоявляется из него. ‘
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2