Сибирские огни, 1988, № 6
говорит: «Угрюм-река... ты знаменуещ ь ,со бою — Ж и знь».). И Шишкову, дерзнувш е му развернуть грандиозную картину старой дореволюционной Сибири со всеми ее дико стями, ж естокостями, безобразиями, непре менно нуж ен был человек с большой буквы воплощающий в себе самые здоровы е на чала, самые могучие силы простого народа самые чистые истоки его ничем не поколе бимой, не оскверненной нравственности. И на эту роль, как никто другой, подошел именно Ибрагим-О глы, этот рыцарь из на родных низов, противостоящий всему мерз кому, гнусному, бесчестному и бесчеловеч ному, чем, увы, так богата была «добрая старая» Сибирь-матуш ка... Пишу эти строки и ловлю себя на мысли, что я волей-неволей от размышлений о сек ретах сюжетопостроения перешел к другим секретам — создания образов, характеров. Но, думаю , это тож е вполне закономерно. В «Угрюм-реке», как во всяком совершен ном художественном творении, с непрелож ной силой действует закон «сцеплений». Почему роман Шишкова так плотно насы щен событиями, почему так п ораж ает нас головокружительными, дух захваты вающ и ми поворотами в своем сюжетном развитии? Д а потому, что действующие лица там имен но действуют. Герои Ш ишкова настолько полны жизненных сил, настолько ж аж д у т деятельности, что не могут не соверш ать поступков. "Гут ж елезная последователь ность: характер рож дает поступок, поступок вы зы вает соответствующую реакцию у окру жающих, и происходит событие — зачастую совершенно неожиданное, непредсказуемое, ставящ ее все с ног на голову. Возьмем того ж е Ибрагима-О глы . Став после путешествия с Прохором по Угрюм- реке фактически членом семейства Громо вых, Ибрагим из самых чистых побуждений пытается восстановить порядок, делает все, чтобы снова царил покой и л ад в этом р у ш ащ емся на глазах у всего М едведева гнезде. Он и Анфису пытается припугнуть, отбить у нее охоту непременно заполучить в муж ья «сокола своего» П рохора; он и сам одура-скандалиста Петра Даниловича «утешает», применяя, как правило, свою недюжинную физическую силу; наконец, в самый страшный для семьи Громовых мо. мент, когда всплывает наруж у преступле ние деда Данилы , он, чтобы не расстроилась свадьба Прохора с Ниной, берет этот т я ж кий грех на себя. Поступок один благород нее другого... Но мог ли этот преданнейший, честнейший человек предполагать, что все его поистине рыцарское благородство обер нется против него? Мог ли подумать, что злополучная, безграм отная телеграмма, где он просил Прохора поскорее вернуться из Москвы, чтобы убрать кое-кого «з места», сыграет роковую роль в его дальнейшей судьбе?.. Трудно даж е перечислить все сю жетные перипетии, которые получают н а чальный толчок от одних только поступков Ибрагима-О глы , но совершенно очевидно, что ничего этого не было бы, не будь И б ра гим именно таким, каким он предстает пе ред нами под пером Шишкова. У Шишкова, по сути, каж ды й главный персонаж является «автором» какого-то поступка. Поступка, от которого, точно от искры, загорается целый «шнур» событий, заканчивающихся, как правило, мощным взрывом, кореж ащим , ломающим, р азби ва ющим в д р е б е зги . судьбы .многих людей. Впрочем, Шишков не был бы Шишковым если бы поступки его героев порож дали од ни сплошные драмы и трагедии. В «Угрюм реке» немало и таких эпизодов, когда со бытие оборачивается казусом , курьезом превращ ается в анекдотическое происшест вие. ...Вот Прохор Громов, томимый бессонни цей, идет прогуляться по тайге, набредает на стойбище тунгусов; все спят, только у костра сидит в раздум ье молодая, статная ж енщина. Бы стро познакомившись с нею, узнав, что красавица-тунгуска — вдова и ей скучно по ночам, Прохор угощ ает ее из ф ляж ки коньяком и уводит «подальш е от костра»... Вроде бы ничем не примечатель ный, проходной эпизод, лишний раз под тверждающий распущенность, моральную нечистоплотность и неразборчивость П ро хора Громова. Но вот что из этого выходит. На следующий день тунгуска приходит в дом Громовых и, не застав самого хозяина, просит Нину передать ему «подарка». « —Вот я притащила ему две сохатиных, да две оленьих шкуры, да д в ад ц ать белок. Когда моя будет медведя стрелять, амика- на-батюш ку, — притащ у ему медведя. А вот еще золётой ему, деньга... — стройно ступая, она подошла к Нине и протянула червонец. — З а что? Зачем? Купила что-нибудь? — Нет, — сказал а она и посмотрела через окно вдаль, на зеленевшую тайгу. — Шибко сладко целёвал меня Прош ка, вот за что... ночью...» И смех, и грех, — говорят в подобных случаях. Но нам совершенно ясно, что не одной потехи ради вводит Шишков этот эпизод в свое повествование. Автор за ст а в ляет и нас, и бедную Нину Яковлевну вер нуться в прошлое, вспомнить, многое вспомнить... Ведь чувствовала ж е Нина, когда Прохор в свое время ее усиленно «охаживал», что ей, такой тонкой, чувстви тельной, ранимой, нуж ен совсем другой че ловек, что не герой это ее романа, что слиш ком много в нем дико-необузданного, зве риного. Но не смогла тогда юная гимнази сточка устоять под напором этой могучей страсти, да и надеж ду лелеяла, что сможет, сумеет в ходе совместной ж изни как-то «обтесать», облагородить этого таеж ного красавца-богаты ря. Н о иллюзии иллю зия ми, а ж изнь есть жизнь, и вот оно — еще одно горькое разочарование, после которо го окончательно становится ясным, что брак их — в прошлом — роковая ошибка, а в настоящем — фикция, формальность. П о ставлены, как говорится, все точки над «1», но не путем рассуждений-умозаключений, а посредством неожиданного сюжетного хода, всего одного хода! Говоря о Шишкове — мастере сюж ета, нельзя не отметить еще одно, на мой взгляд, очень важ ное его качество; писатель в со вершенстве владеет секретами драм атурги ческого повествования. В «Угрюм-реке» есть масса сцен, выстроенных именно по законам драм атургии, сцен, которые могли бы у к ра сить любое драм атургическое произведение. И тут снова напраш ивается параллель с современной прозой. К примеру, многие наши авторы лю бят описывать всякого рода беседы «в узком кругу», «за чашкой чая». Читаеш ь — и все вроде бы на уровне; герои ведут умные, ре
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2