Сибирские огни, 1988, № 6
одолеть которые без напряж енны х умст венных усилий, без долгих пауз-перерывов в чтении практически невозможно. У твер ж д а я это, я вовсе не стремлюсь поставить Ш ишкова выше иных корифеев отечествен ной и мировой словесности: они, корифеи, свое дело сделали, сделали так, как сочли нужным,— посему, трудно ли, легко ли их читать, это теперь уж е вопрос второстепен ный. В конце концов, они, классики, име ют на то право — быть «трудными», требо вать, чтобы за их сочинение читатель при нимался так, как если садится за учебник... Но вот что в этой связи мне непонятно: почему многие наши современные писатели, прежде всего наиболее известные, маститые, стрем ятся писать именно трудно, усложнен- но, нарочито и намеренно перегруж ая свои сочинения многострочными описаниями, мо нологами, рассуждениями, отступлениями, а порой и разного рода чертовщиной — не то мистической сиМйоликой, не то символи ческой мистикой? Читаеш ь и недоумеваешь: неужели наши почтенные авторы всерьез думают, что, написав несколько глав или сцен «под Достоевского», «под Толстого», «под Булгакова», они тем самым «дотягива ют» свои произведения до классического уровня? Не стану широко распространяться по этому вопросу, не стану ссылаться на имена — скаж у только в порядке кон стата ции самого ф акта. Д авн о и пристально сле дя за творчеством ведущих наших м асте ров слова, я зам етил непреложную законо мерность: как только тот или иной писатель начинает «лезть» в классики, овладевая вся кого рода усложненно-символическими ф ор мами повествования, — он тут ж е теряет многих своих читателей. Причем потеря эта не только для писателя имярек, но для всей нашей литературы , потому что всякий читатель, отвернувшийся от серьезной про зы. начинает потребить второсортную, р аз влекательную беллетристику. И я меньше всего склонен осуж дать такого читателя, винить его в отсутствии эстетического вк у са, бездуховности, неразборчивости... П о тому что и сам я, читая нынешнюю прозу, нередко задумываю сь: почему иная книга, будучи по всем статьям произведением бесспорно талантливым, мастерски написанным, одолевается, тем не менее, с превеликим трудом, не захваты вает, не рож дает ж елания у з нать: а что будет дальше, как повернутся события в следующей главе и что вообще получится в итоге? Не хочу стричь нашу прозу под одну гребенку, не хочу огульно обвинять ее в некоем типологическом и зъ я не, — однако ж е не могу не обратить вни мания на одну странную закономерность. Похож е, многие наши прозаики — и опять ж е в первую очередь ведущие, признанные — забыли, что кроме описаний, рассуж де ний, философских глубокомыслий в худо жественном произведении долж но быть и повествовательное начало, долж ен быть сю жет. Ведь дело у нас дошло до того, что появилась не только масса прозаиков, прин ципиально отвергающих сюжетное повество вание, но и немало критиков, вполне оправ дывающих эту бессюжетность, тщащихся доказать, мол, сюжет, ф абула, интрига — прошедший этап в литературе, ибо наш сложный век требует прозы интеллектуаль ной, эссеистской, философской... Отнюдь не хочу разбивать в пух и прах эти концепции, пОтбму что кое в чем сторонники бессю ж етного начала в литературе правы — уж е хотя бы потому, что в своих теоретических посылах они опираются на худож ественный опыт целого ряда выдающихся мастеров слова двадцатого века. Никто, к примеру, не станет отрицать, что «Зем ля людей» Сент-Экзюпери --- одна из зам ечательней ших книг нашего столетия, хотя сюжета как такового в ней нет; никто не поставит под сомнение ценность и значимость абсо лютно бессюжетных сочинений М. П риш вина. М ожно вспомнить и целый ряд книг современных наших писателей («Каплю ро сы» и «Письма из русского музея» В. С олоу хина, «Северный дневник» Ю. К азакова, «Соленый лед» В. Конецкого, «Осень в Т а мани» В. Лихоносова, роман-эссе «П ам ять» В. Чивилихина), которые, тож е будучи ли шенными сюжета, привлекли и до сих пор влекут к себе нем ало читателей. И все ж е, все же... Д ав ай те вспомним: с чего,'с каких именно книг началось наше читательское детство? Н аверное, я не ошибусь, если рискну нарисовать такую вот «кривую» развития наших читательских ин тересов; сказки, приключенческая классика, представленная романами М айн Рида, К у пера, Дюм а, Стивенсона; хрестоматийная, ш кольная классика — «Дубровский», «К а питанская дочка», «Т арас Бульба», «К ав казский пленник». Само собой разумеется, что волшебные сказки, авантюрные за р у бежные романы и шедевры Пушкина, Гого ля, Толстого — вещи разны е д аж е в смысле их ж анровой принадлежности. Однако есть у них общ ая родственная черта: все они принадлеж ат к сюжетной литературе, в каж дом из них — цепь событий, развиваю щихся порой с такой стремительностью, что дух захваты вает. И вот тут не побоюсь быть категоричным: у большинства из нас, что назы вается, в крови остается этот ж адный интерес именно к такой литературе. К ли тературе, которая, д аж е отвечая высоким требованиям истинной худож ественности, не забы вает об этом, с детства приобретенном интересе к сюжету, к интригующей фабуле. Глубоко убежден: прозаические произве дения Пушкина потому являю тся образцо выми, что представляю т собой совершенную гармонию — сочетание высокой худож ест венности, мудрой философии (все мы пом ним его знаменитое: «проза требует мыслей и мыслей») с мастерски выстроенным, н а пряженным сюжетом. Все это тож е вроде бы давно известно. Но тогда тем более не понятно, почему многие наши прозаики счи таю т ниже своего достоинства «опускаться» до сюжетного повествования, не считают нужным хотя бы мало-мальски «закрутить», выстроить интригу, «поиграть» фабулой, поводить, к ак говорится, читателя за нос. Ведь пренебрежение сюжетом — это, в сущности, пренебрежение пушкинской т р а дицией, которую так чтили и так плодо творно развивали почти все его великие по следователи (вспомним, как ж ад но «набро сился» Гоголь на сюжеты, подаренные им Пушкиным, в результате чего родились бес смертные «Мертвые души» и «Ревизор»; вспомним, к ак Л ев Толстой терзался над началом «Анны Карениной», пока не на. ткнулся на ф разу «Гости съезж ались на д а чу» из неоконченной пушкинской повести; вспомним, как гениально интерпретировал Достоевский сюжет «Пиковой дамы »). Это
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2