Сибирские огни, 1988, № 6
ратурной судьбе. К аж д ая книга долж йа об л ад ать своего рода «земным притяжением» — силой, благодаря которой она, книга, все время влечет и влечет к себе читателя, за ставляет снова и снова брать ее с полки. И вот если взять во внимание именно это достоинство, то можно с полным правом утверж дать, что «Угрюм-река» Шишкова дерзко и успешно соперничает с самыми ве ликими творениями мировой романистики. И не только соперничает, но порой поуььзу- ется д аж е большим спросом, чем «Война и мир», «Б ратья К арамазовы », «Красное и черное», «М адам Бовари». Понимаю, конеч но, что читательский спрос, читательские заявки — не главный показатель истинных достоинств худож ественного произведения, ибо если исходить из этого критерия, то на первые места в мировой литературе мы давно должны были поставить авторов «Трех мушкетеров», «Ш ерлока Холмса», «Таинственного острова», романов о Мегрэ... Но тут совсем другое, тут, как мне пред ставляется, мы сталкиваемся с неким фено меном, даж е с тайной, если хотите. Д ело здесь вот в чем. Все-таки обшеприз- нанные шедевры литературы требую т для их восприятия определенной эстетической подготовки. Глубоко понять и оценить Толстого, Достоевского, Стендаля, Флобера м ож ет только читатель по-настоящ ему об разованный, обладающий и необходимыми гуманитарными знаниями и достаточно вы соким эстетическим вкусом, что присуще далеко не всякому, д аж е разносторонне развитому, эрудированному человеку. Отсю да — резкое разм еж евание читательских интересов и пристрастий. Одни читают в ос новном классику и произведения ведущих современных мастеров слова, другие увле каю тся исключительно детективной или фантастической беллетристикой, третьи предпочитают всему этому историческую прозу, четвертые — мемуарную и т. д., и т. п. Вот на фоне этой читательской че респолосицы «Угрюм-река» — явление уни кальное, почти не имеющее аналогов в на шей русской и советской литературе. Книга эта в равной степени влечет к себе и тон ких эстетов, почитателей классики, и рев ностных любителей детективно-фантастико приключенческой прозы, и поклонников ис торико-мемуарной литературы . В этом смыс ле, пожалуй, только бессмертный «Тихий Дон» Ш олохова м ож ет равняться и сопер ничать с шишкоБской «Угрюм-рекой»... И вот, пользуясь случаем, мне бы хотелось сделать попытку — разобраться, вникнуть, разгадать, почему книге этой покорны не только все читательские «подразделения», но буквально все возрасты. (Д о сих пор помню, с каким упоением читал я роман Шишкова, будучи учеником седьмого клас са; и не только я один упивался тогда им, многие мои сверстники еще задолго до то го, как «пройти» по программе «Евгения Онегина», «Мертвые души», «Войну и мир», уж е прочитали, познали, полюбили «Угрюм- реку», и для этого нам не потребовалось никаких учительских наставлений и толко ваний). На первый взгляд мож ет показаться, что никакого особого секрета здесь и нет. «Уг рюм-река» нравится, читается, пользуется большим успехом и спросом потому, что в ней есть все или-, во всяком случае, все, что так привлекает нашего массового, много миллионного читателя.. Здесь прежде всего достаточно слож ная, мастерски выстроен ная ф абула, где дела житейские соседству ют с «делами темными», где сонная, тихая, обыденная каж додневность «взрывается» событиями чрезвычайными — преступле ниями, убийствами, где есть и приключения в самом буквальном смысле слова (вспом ним великолепно написанное, все время держ ащ ее нас в напряж ении путешествие Прохора с Ибрагимом по Угрюм-реке), и сказочная, с налетом мистицизма, ф ан та стика, и д аж е вполне законченная и тож е превосходно выписанная детективная исто рия... Здесь и экзотика в лучшем, перво зданном смысле этого слова. Сибирь, ее неохватные пространства, ее изумительней ш ая природа, ее необычайный жизненный уклад, ее пестрое народонаселение, среди которого мы встречаем и хватких предпри нимателей, и ссыльнополитических, и наив ных, простодушных «детей тайги» тунгусов, и «беспашпортных» бродяг, и бесстрашных старателей-золотодобы тчиков, и страж ей правопорядка разных чинов и званий, — все это выписано в таких ярчайших крас ках, с такой полнотой, с таким глубинным проникновением в самые разнообразные пла сты жизни, что «Угрюм-реку» можно без всяких оговорок назвать энциклопедией ста рой, дореволюционной России. А какими фигурами представлен список действующих лиц романа! Я не говорю уж о главных пер сонаж ах, каж дый из которых либо глыби ща, пораж ающ ая своим размахом , твердо стью, мощью (Прохор Громов, Ибрагим- Оглы, кузнец Ф ерапонт), либо самоцвет красоты невиданной (Анфиса); у Шишкова всякая фигура, попавш ая на кончик его пе ра, точно от прикосновения волшебной па лочки, обращ ается в законченный челове ческий тип, даж е если пребывание ее в ро мане измеряется всего одной страничкой. (Ну разве забудеш ь, к примеру, того забул- ды гу-старателя, который «на пару онуч» покупает десять аршин самого дорогого бар хата?) А если ко всему этому припомнить еще массу сцен, при чтении которых тебя охватываю т приступы неудержимого смеха, то вроде и толковать-то больше не о чем. Все и так ясно — почему «Угрюм-река» не пылится на библиотечных полках, почему многие ее экземпляры зачитаны до дыр, а общее количество этих экземпляров, общий тираж книги не поддается, по сути, учету,.. Все так. И тем не менее подобного рода объяснение представляется весьма поверх ностным, чисто формальным. Уже хотя бы по той причине, что и до и после «Угрюм- реки» писано было немало эпопей, где нали чествовали почти все упомянутые выше «слагаемые»; но только единицы из них ста ли книгами-долгожителями, прочно и на всегда покорили читательские сердца. Д а, «Угрюм-река» одна из редкостных книг, ко торую читатель полюбил сердцем, душой и передает эту любовь от поколения к поко лению. Воистину есть что-то колдовское, м а гическое в этой книге. Есть тайна, которую никто никогда до конца не познает, не р а з гадает, и это хорошо. Потому что в искус стве действует непреложный закон: произве дение абсолютно понятное, объясненное, истолкованное уж е не представляет особого интереса для читателя, ибо становится про сто задачей, которая «сошлась с ответом».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2