Сибирские огни, 1988, № 6
ные. пресса и средства массовой информа ции. В первом случае писатель, представ ляемый критиком, так и остается в кругу региональной замкнутости, во втором — выходит на широкие читательские смо трины (чем они закончатся -— вопрос иной, главное, чтобы они состоялись). Ну, а часто ли, спраш ивается, провинциального крити ка допускаю т на страницы центральной печати с анализом периферийной литера туры? Увы — нет. А если и допускают, то примеры того, как это происходит, я уж е приводил. Вот и получается, что писатель, не обла дающий пробойным характером , не ищ у щий выгодных связей, оказы вается надолго, если не навсегда, оторванным от всесоюз ного литературного процесса, оставаясь ре гиональным, областным и т. д., иной раз д аж е независимо от того, издали его в сто лице или нет (сколько их, московских кни ж ек, так и прошло никем не замечедными!). Так, к слову сказать, случилось с прек расным сибирским прозаиком Ильей Л ав р о вым, чей необыкновенной чистоты и красо ты лирический голос не смог пробиться к всесоюзному читателю сквозь глухие сто личные барьеры. Т ак произошло и с поэ- тами-новосибирцами Елизаветой Стю арт и Александром Кухно, оставившими после себя удивительной проникновенности и поэ тической утонченности стихи. Все трое не были по достоинству оценены при жизни, но и сегодня они не заняли по праву при надлеж ащ его им в советской литературе места. Не буду утверж дать, что в поле зрения всесоюзной критики вообще никто из про винциалов, в частности, живущих за У ра лом, не попадает. Время от времени попа даю т. Особенно нынешние молодые. В кри тических статьях и обзорах все чаще начи нают мелькать имена М. Щ укина, Т. На- батниковой, О. Корабельникова, О. П ащ ен ко, С. Задереева, И. Картушина, А. Кири лина, В. Галкина, Р. Абубакировой... Но опять.-такн — только мелькать. Они упоми наются, фиксируются, вставляю тся в «груп повые портреты» и новые обоймы, рекрути руются в формирования свежеиспеченного поколения «тридцатилетних». П редставляю т и рекомендуют их публике охотно. Компли менты и авансы раздаю т — тож е. А заодно, к ак и в других литературных эшелонах, уж е создаю т своих «избранных», вокруг которых, в основном, и затеваю т критиче ские хороводы. И вот уж е Л . Баранова- Гонченко, рассуж д ая о молодых, провоз глаш ает Н иколая Шипилова «явлением не заурядного таланта», «наиболее ярко о д а ренным прозаиком в этом поколении»', даж е не пытаясь хоть как-то, кроме нескольких общих фраз, это доказать. И получается, что по-настоящ ему глубокого и серьезного разговора о творчестве молодых пока нет как нет. И как тут не вспомнить блестящие рабо ты известного советского критика Алексан дра М акарова «Серьезная жизнь» и «Через пять лет», где он не просто делает высоко профессиональный разбор произведений мо лодых, но и прослеживает их дальнейший творческий путь, возвращ аясь к ним на следующем витке их развития. И я, вавер- ' Лариса Б а р а н о в а-Г о н ч е н к о . И жизнь, и слезы, и любовь... — Литературная газета, 21 мая 1986 г. ное, не погрешу против истины, если скаж у: вот пример в лучших классических трад и циях универсального критика, который, варясь в котле столичной жизни, умел и находил возможность пытливым взглядом проникать «во глубину России». Вспомним, ведь именно благодаря ему в обиход боль шой литературы вошли имена В. Астаф ье ва, В. Л ипатова, А. И ванова, В. Семина, ряд других, ныне широко известных писа. телей, чей путь начинался «далеко от М ос квы». Какой ж е в достижении искомой гарм о нии столично-периферийных литературных отношений видится выход? Срочно увели чить ряды провинциальных критиков? Это, несомненно, очень необходимо, хотя слож ности тут большие. Впрочем, работа в этом направлении ведется нем алая: проводятся регулярно всероссийские семинары молодых критиков, набран курс критиков из провин ции на ВЛ К, идут поиски способной к кри тической деятельности молодежи в вузах... О днако наращиванием лишь количественных мощностей критического цеха проблемы не решить (да и мощности эти при всех с та раниях прибывают крайне медленно). Тем более, что сущ ествует и другая, так сказать моральная, сторона медали, которую доста точно четко, на мой взгляд, определил гл ав ный редактор ж урн ала «Дон» В. Воронов, в «Новогодней анкете «Л Р » отвечая на вопрос, соответствует ли сегодняшняя кри тика «взрыву прозы» самого последнего времени: «Местные литературные силы — это белое пятно в критике. Атмосфера на местах такова, что объективный анализ с критикой недостатков в конкретных произведениях делать очень и очень трудно. Атмосфера критики и самокритики не культивируется, не считается нормой в литературной ж и з ни»'. То, что это так, можно было убедиться, побывав, например, в конце минувшего го да на одной из творческих «сред» в Н ово сибирской писательской организации, где проходило обсуждение прозы писателей- новосибирцев последних лет. Я сказал «об суждение» и хочу сразу ж е извиниться пе ред читателем за крайне неточно подобран ное слово. Н икакого обсуждения не было. Вместо нелицеприятного, делового, анали тического, конструктивного разговора об удачах и недостатках, нерешенных творче ских проблемах и путях дальнейш его худо жественного поиска, шел откровенный об мен комплиментами — этакими устными хвалебными рецензиями в адрес друг дру га, где преобладали превосходные степени и захваты вающ ие дух эпитеты. И хвалив- пгими, и хвалимыми все это принималось как долж ное и невольно вы зывало в памяти хрестоматийные строки крыловской басни: «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку». Вот в подобного рода атмосфере (а она, несмотря на идущую в стране перестройку, как показы вает практика, еще очень живуча в местнцх писательских организациях) и был бы как нельзя более уместен свобод ный от «местных условий» беспристрастный взгляд со стороны. Тот взгляд, который по мог в свое время А. М акарову, отделив зерна от плевел, обнаруж ить в провинци- * Литературная Россия, 1 января 1988 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2