Сибирские огни, 1988, № 6
неуютно и, вероятно, скучно среди одино- ких вершин. Единообразие, даж е вели кое противоестественно жизни. Природе свойственно вносить поправки и уточнения К ак известно, последний отбор великих производит вседерж атель истины - Время проходя по равнинам и холмам к сверка ющим пикам гор» >. Н ельзя в данном случае не согласиться с известным советским писателем; Время са мо выберет «великих», а сегодняшнему чи тателю в равной степени нужны Чеховы и Боборыкины, Айтматовы и Пикули. Д а так и было во все времена: литерату ра шла единым потоком, не разделяясь на ру к ава «великих» и «невеликих», «столич ных» и «провинциальных». Р азделять взя лась современная критика, взяв на себя сладко-зам анчивую , но непосильную функ цию высшего судии — Времени. Не вся разум еется, критика, а та лишь ее часть’ которую не совсем точно окрестили «об служивающ ей» (в принципе, вся критика обслуж ивающ ая, ибо главной ее задачей является обслуживание Л итературы ) имея в виду, конечно, обслуживание литератур ного генералитета. с ан Такое насильственное разъединение цело го на равнозначные составляющие, такое искусственное выпаривание «великих» «зна менитых», «известных» и т. д., как я уж е говорил, и привело к тому, что незаслуж ен но забытыми, можно сказать, даж е заж и во похороненными оказались многие интерес но, добросовестно, но на их беду еще и скромно работающие литераторы (и не только, кстати, на периферии). Д а что там отдельные литераторы — целое писатель ское поколение, так называемые «сорока летние», прошло в свое время незамечен ным мимо недремлющего критического ока! •задним числом о них все-таки вспомнили, спохватились, стали наверстывать, возда вать должное, реабилитировать (чего-чего, а уж это-то мы хорошо научились), но поезд Времени мчится без остановок, а л ож ка, как известно, дорога к обеду. Ну, положим, «сорокалетним» не повез ло: их ^вхождение в литературу совпало с полосой застоя в нашем обществе. Но се- годня-то, сейчас, когда настежь открыты шлюзы гласности и демократии, что меша ет освободиться от шор, увидеть литерату- )у более широким и глубоким взглядом? 1очему и сегодня идет повторение на все лады имен все тех ж е «избранных»? Сказываю тся, разумеется, групповые пристрастия. Присмотревшись, однако, вни мательнее, убеждаеш ься, что, в общем-то, и не в^ них дело. А дело скорее в той, ос тавш ейся со времен застоя, психологии, когда при минимуме вложенного труда хо телось урвать максимум возможного, да еще сохранить при этом душевный ком форт. Вот и стал наш брат критик с некото рых пор чураться черной повседневной р а боты. К то-то подался к классикам усоп шим «перечитывать» у них много раз пере читанное. Кто-то стал подвизаться подле «классиков» живых, ваяя в награду за хорошее к себе отношение их монумен тальные монографические портреты. О дна ко ни те, ни другие предпочитали не вспоминать их, классиков (критиков, в том ’ Ю. Б о н д а р е в . Истина многолика. — Со ветская культура, 18 июля 1987 г. числе) пример поистине подвижнической черновой работы. Д остаточно, наверное, вспомнить Виссариона Григорьевича Б е линского, писавшего не только о Пушкине, Гоголе или Л ермонтове, которые, кстати, и ему в немалой степени обязаны своим ве личием, а с той ж е пытливостью всм атри вавш егося в литераторов куда менее зн а чительных. Я уж умалчиваю о том факте, что великому критику вообще приходилось рецензировать книги, вышедшие в самых разных областях знания. Потому-то, навер ное, им не было пропущено ни одного сколь-нибудь значительного явления рос сийской словесности той поры. Поскольку болезнь современной критики тесно связан а с недугами нашего общ ест ва, а общество стало на путь кардинальной перестройки, постольку и критике пора са мым серьезным образом пересмотреть свои позиции и начать движ ение по пути «вы яв ления скрытых резервов и решительного отходй'/Ът с т е р е о т и п о в » Н о для этого необходима методичная, систематическая (а не эпизодическая, не вы борочная) р або та по изучению и осмыслению р азнообраз нейшего и обширнейш его нашего л и тера турного хозяйства — этой своеобразной га лактики с десятью тысячами только у зак о ненных членствами в СП писательских ми ров (а сколько еще не узаконенных, стоя щих на пороге профессионального сооб щества!) 2, Но кто ж е такую работу будет прово дить? Вопрос далеко не праздный. П робле ма критических кадров, увы, не новая, но по-прежнему актуальная. Столичные коллеги-критики, когда в бе седах с ними я за в ож у разговор о том, что хорошо бы побольше внимания удел ять пе риферийной литературе, обычно отвечают: вот вы там и пишите; вы там ближе, вам виднее. Все так: и ближе, конечно, и вид нее, и многое понятнее. И пишем мы, про винциальные критики, в основном, именно о писателях глубинки. Но... Д авай те попробуем сопоставить, напри мер, число критиков в Москве и Л ен ингра де с количеством их на всей огромной рос сийской периферии, в которой литераторов в общей сложности значительно больше, не жели в столицах. И без труда убедимся, что сопоставлять фактически нечего. Если в столицах счет идет на многие десятки, то, чтобы перечислить профессиональных кри тиков от У рала до Тихого океана, хватит, пожалуй, пальцев обеих рук. И еще. Н аписать критическую статью о писателях-земляках — полдела. В ажно ведь и то, где она увидит свет, с каьгой трибуны прозвучит голос критика. Одно, когда о местном литераторе критик расскаж ет в местных ж е газетах, радио или телевиде нии, и совсем другое, когда свои неограни ченные возможности предоставят всесоюз- ' в. К а р п о в . Современиость и литература. Доклад на пленуме СП СССР (27 апреля 1987 г.). — Литературная газета, 29 апреля 1987 г. В данных заметках я касаюсь пока только взаимоотношений периферийной литературы и критики. Однако не лучшим образом дело обсто ит и с литературной наукой, особенно вузовской, имеющей огромный потенциал, которая крайне не охотно материалом для исследования берет произ ведения писателей-земляков. Хотя что сетовать о науке, если в учебных курсах филологических ф а культетов подавляющего большинства провинци альных университетов и педвузов творчество мест ных писателей не изучается даже факультативно.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2