Сибирские огни, 1988, № 6
Алексей ГОРШЕНИН ГЛУБИНОЙ ЖИВЕТ РОССИЯ... Р азговорились мы как-то в доме твор чества с одним московским литерато ром. Узнав, что я сибиряк, он поин тересовался: «К ак там Распутин пож ива ет?» Когда ж е я попытался внести яс ность и объяснить, что не в Иркутске, а в Новосибирске живу и работаю , что зем ля ки мы с Валентином Григорьевичем отно сительные, он только рукой махнул: «Все одно — Сибирь!» Это самое «все одно!» меня и покороби ло, и подтолкнуло спросить, в свою оче редь: «А кого-нибудь, кроме Распутина, из современных сибирских писателей вы знаете?» «Ну, Астафьев...»— принялся пе речислять мой собеседник, однако сразу ж е запнулся и, как ни силился, никого вспомнить больше не смог; с писателями сибиряками в дом ах творчества, видимо ему до сих пор общ аться не приходилось произведений ж е их он тем паче, наверное не читал. И ворохнулась во мне обида за перифе рийных своих собратьев — за тех, кто ни когда не искал славы и выгод на стороне а, ж ивя на родной земле ее бедами и забо тами, с болью и любовью, в меру отпущен ных сил и таланта, изображ ал ее. Ни спо собностей, ни граж данского темперамента ни развитого общественного самосознания большинству из них не занимать, о чем знаю не понаслышке, а вот поди ж ты —- чащ е всего так и остаются до конца дней своих полубезвестными сочинителями. В самом деле, много ли говорят, напри мер, столичному читателю имена таких современных сибирских писателей, как Владимир Сапожников, Елена Коронатова, Василий Коньяков, Валерий Мурзаков, Виктор Крещик, Евгений Гущин, Иван Ку динов, Николай Волокитин, Александр Ро манов, Виталий Зеленский, Владимир М а каров, Владлен Белкин, Леонид Мерзликин, Ростислав Филиппов?.. А ведь это давно и активно работающие в литературе про фессиональные прозаики и поэты, на счету которых немало интересных книг. Я уж не говорю о литераторах с меньшим опы том и стаж ем творческой работы. Они дальш е своей области и края вообще, как правило, неизвестны. Этому, м еж ду прочим, очень способству ет сугубо местническая косно-бюрократи ческая система книжной торговли, в ре зультате действия которой книги провинци альных авторов распространяю тся, в основ ном, лишь в пределах своего, узко очерчен ного региона, д а и то мизерными тираж ам и, в плохом полиграфическом исполнении, еще больше отпугивающи.м и без того малочис ленного читателя. Впрочем, здесь уж е другая тема. Хотя... если смотреть шире, то не совсем уж и другая. Речь ведь, в конечном счете, идет о социальной справедливости, которой, полу чается, для периферийного писателя к ак бы и не существует. Зато с помощью той ж е торговли искусственно н асаж дается об ластничество, насильственная провинциаль ность. Не хотелось бы, правда, быть зап одо з ренным в провинциальном квасном патри отизме, когда «свои» в любом случае ви д ятся лучше «чужих» и за них, стоят они того или нет, надо стоять грудью . К ак ни крути — литература одна; либо она есть, либо ее нет, независимо от географической привязки и авто.рской прописки. Однако, читая многочисленные литературно-крити ческие статьи, выступления, дискуссии, час то приходишь к выводу, прямо противопо ложному: чем дальш е от столиц, тем хуж е пишут. Т акая точка зрения сущ ествует давно, и слож илась она в период так назы ваемого застоя и отсутствия гласности, когда, как и в других общественных сферах, в сло весности нашей вне критики оказались и некоторые, явно нездоровые, тенденции (о них уж е достаточно говорилось на писа тельских съездах и пленумах, поэтому не буду повторяться), и ряд писателей, в ос новном из числа литературных чиновников и «генералов». Помню, к ак около десятка лет назад меня, впервые переступившего порог «Л и тературной газеты» периферийного критика, ее сотрудники инструктировали на пред мет того, что можно, а что нельзя. «Критиковать секретарей СП — бож е упаси!» — внуш али мне. «Л ауреатов и маститых — ну их к леш е му, себе дорож е!» «Престарелых ругать тож е не стоит, луч ше воздерж аться. Д а и что толку; интерес нее все равно не напишут...»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2