Сибирские огни, 1988, № 6

рая в Сибири «ежели и была какая, то уж е давно замерзла». Когда Антон П ав­ лович в Красном Яре ж дал лодку чтобы переправиться в Дубровино (места эти хо­ рошо видны через иллюминатор из « Р ак е­ т ы »— уныния они вовсе не навевают) все тот ж е Петр Петрович прямо с какой-то смертельной тревогой говорил писателю- «А вот скоро, пишут в газетах, к нам ж е­ лезную дорогу проведут. Скажите госпо­ дин. как ж е это так? Машина паром дей­ ствует — это я хорошо понимаю. Ну, а если, положим, ей надо через деревню про­ ходить, ведь она избы сломает и людей подавит!» С юмором вспоминает о встре­ чах с сибиряками на берегах Оби гениаль­ ный писатель. И нж енер и писатель Николай Георгиевич Гарин-Михайловский называл чеховский юмор «лирическим». Но Сибирь, видимо, на лирику не настраивала. А ж елезная дорога и впрямь вскорости (менее чем через десятилетие!) пересечет Обь, но не­ сколько выше Колывани и Красного Яра — пройдет через поселки Гусевка и Кривоще- ково. Сейчас на месте бывших Гусевки и К ривощ екова вырос огромный город Ново­ сибирск. Практически на пустынном месте! Бы л как раз реализован вариант проложе- ния железной дороги, предложенный инже- нером-изыскателем, писателем, другом Ан­ тона П авловича Чехова — Гариным-Ми­ хайловским. Он тож е приезж ал и в Колы- вань, и в Крзсный Яр, и в Дубровино, но интересных воспоминаний об этих местах не оставил. Ему там приходилось ругаться с колыванскими и томскими купцами, кото­ рые из кож и лезли, чтобы дорога ж елез­ ная прошла через Колывань, через Томск. Но Гарин-Михайловский видел другое на­ правление ж елезнодорожного пути и сумел отстоять свое мнение. Что ж е касается впечатлений, то и в прошлом веке, и в ны­ нешнем они во многом зависят от настрое­ ния путешественника, а настроение, как известно, зависимо от обстоятельств. Об­ стоятельства, вплоть до «снега в мае», не благоприятствовали Чехову, когда он п роезж ал по местам «от Урала вплоть до самого Енисея». Н едалеко от села Абат- ского м еж ду Тюменью и Омском его та- рантасик попал в дорожное происшествие, бо 1 л изрядно поврежден, а Антон П авло­ вич, прижатый к земле дорожной покла­ жей, еле остался в живых. К огда мы читаем воспоминания и других людей о Сибири, то, на мой взгляд, долж ­ ны непременно учитывать, в каком состоя­ нии и в какое время года эти люди зн ако­ мились с Сибирью, вспоминали о ней. А вот, скаж ем , прекрасный сибирский поэт, «отец сибирской поэзии» (его назы ва­ ли при жизни такж е «сибирским Н екрасо­ вым») Иннокентий Васильевич Федоров- Омулевский (1836— 1883), для которого Сибирь была любимой родиной, страдаю ­ щей в цепях и нищете, в последний год своей жизни написал стихотворение «Бара- бинская степь». В нем, он утверж дал, зад о л ­ го, конечно, до появления Великого Сибир­ ского пути, что: При волшебном румянце природы Путь в степи чародейски хорош! и красота барабинских озер не оставила поэта, равнодушным, и расслыш ал он «где- то .издали, крик лебедей»*. И' не преминул еще в то время в поэтическом запале утверж дать: Здесь места— благодатное дело. Не другим, не Рассей чета... А закончил такими строками: Не порвать мне волшебную цепь. Я не в силах ра,зрушить былого... Ты простишь мне бессилие слова, Барабинская чудная степь! Мы конечно, знаем, что И. В. Федоров- Омулевский отнюдь не был изласкан судь­ бой, умер в Петербурге при полном без­ денежье. Но Сибирь он зн ал хорошо, и его стихотворные впечатления носят не мимо­ летный характер. Он уж е явно чувствовал приближение собственной кончины, когда писал вот эти строки, обращенные к Си­ бири: Любовь к тебе и веру ту живую Я унесу в могилу за собой. — Пускай и там, в ночь вечности глухую, Они стоят на страже надо мной: Их талисман подобен поцелую Любимых уст в час смерти роковой! Никто не знает, говорили или нет о Сибири между собой Чехов и Гарин-М и­ хайловский, а если говорили — то какой характер носил этот разговор? Но дух их дружбы , как и дух стихов Омулевского, как бы витает над великой равнинной си­ бирской рекой, над новым городом, в кото­ ром старейш ая библиотека носит имя Антона П авловича. И где-то вон там, в Дубровино на скользкий берег выходил из лодки рассерженный и утомленный дор о­ гой (а впереди она еще ой как ая долгая до Сахалина через множ ество К озулек), по собственной воле, по долгу совести двинув­ шийся в путь через всю Сибирь Чехов... Поездка в современной «Ракете» по Оби не только не утомительна, но она бодрит. Однаж ды мне довелось плыть по нашей ре­ ке вместе с гостем, литератором из Р ейкь­ явика Крастоном Длафсоном . Я спросил его о впечатлении от сибирской реки. Но он ответил вопросом: — А вы на Амазонке были? Что же, в самом деле, м ож ет быть, ве­ ликие реки земли в чем-то схожи м еж ду собой. И где-то, в пучинах М ирового о кеа­ на, их воды соприкасаются? Не успел я и глазом моргнуть, к а к «Ра-^ кета» причалила у левобережной пристани Оби Батурине — на границе Н овосибир­ ской и Томской областей. Само седел Б а т у ­ рине находится уж е в Томской области,, но чтобы добраться до него от пристани, нужно переправиться через небольшую речку Уень — в устье этой речки, впадаю ­ щей в Обь, и стоит на высоком берегу село Дубровино. Через Уень налаж ена лодочная переправа Километрах в пяти от Д уб рови ­ но вверх по Уеню располож ена деревня Ю рт-Акбалык — в ней ж ивут татары . Эта деревня входит уж е в Новосибирскую об­ ласть. В Ю рт-Акбалык и добирался я. Не пошел я к лодочной переправе, а по тропинке, по тропинке, по неизвестной для меня местно­ сти двинулся вдоль берега извилистого Уеня вверх по течению, зная, что недалеко где-то, на другой стороне речки приютилась деревня Ю рт-Акбалык. Осенний день был на редкость веселым, и идти пешком было просто в радость по широкой долине Оби вдоль Уеня. . . . . .. 1 н

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2