Сибирские огни, 1988, № 6

она в штыки. П ринесла на работу вырезки из периодики с вы ступлениями Никитиных, сказал а, что надо в вопросах воспитания стоять на передовых позициях, и тем самым, конечно, заведующ ую обидела, ибо кто ж е признает себя ретроградом . Впрочем, т а ­ ковой и не была завед ую щ ая — вот в чем дело, и не была такой директор совхоза, п од держ авш ая заведующ ую , но Вера вско­ ре писала мне, что она поторопилась с оцен­ ками, что хозяйство это вроде бы передо­ вое, а копни поглубж е — сплошь и рядом показуха. Вот, скаж ем (излагала свои мыс­ ли В ер а), здесь «стопроцентный о хват н а ­ селения» худож ественной сам одеятель­ ностью. Главны е специалисты, м еханизато. ры и доярки в обязательном порядке поют или танцую т в сельском клубе, привлекаю т к этом у и И вана, но он упирается и видит насилие в таком насаж дении ему культуры . Читаю письмо от Веры и дум аю : ну, разве не права она? П рава. И я тож е против т а ­ кого вот «поголовного охвата». Но почему ж е, почему ловлю себя не первый раз на том, что Верин обличительный пафос меня начинает утомлять? Не потому ли, что не ведает она сомнений в своей правоте, что, ж ивя среди людей и, на первый взгляд, для них расстаравш ись, все ж е словно стоит от них в сторонке, делает разницу м еж ду со­ бою и ими? Бы ла тема, назовем ее условно так — «луч света». А ктуальная тема, о том, как че­ ловек борется с рутиной и косностью, как одерж им о отстаивает свои идеалы и не всегда побеж дает — что уж поделаешь. И была тема, обозначим которую «благие намерения». Не новая, конечно, тема (но где взять сплошь новые?) — о том, как хо­ рошие побуждения рассыпаю тся, оборачи­ ваю тся во вред, если человек не умеет об­ ходиться с другими людьми, не учитывает всех сложностей отношений, в которы е он за в язан с окруж ающ ими. О дна тем а сменяет другую , я опровергаю себя и утверж даю новое с тем, чтобы опро­ вергнуть и его, и этому отрицанию нет кон­ ца, и последняя тема тож е, вероятно, не станет последней и не подлеж ащ ей о бж ал о ­ ванию. «Поступок» — назовем ее так, по­ следнюю на сегодня тему. Или точнее; истинные мотивы поступка. С мотивами не так легко разбираться. А поступок — он все ж е на виду. Но ценность его на поверку оказы вается разной, если идет он действи­ тельно от сердца, от искреннего порыва, и если является, скаж ем , аргументом в споре, утверж дением своих амбиций: мол, вот к а ­ кой я! Не было ли в поступках Веры т а ­ кого? Я беру на себя многое. И, право ж е, мне трудно об этом говорить, как всегда нам трудно судить людей. Но, пы таясь р а ­ зобраться в Вериной судьбе, сочувствуя Ве­ ре, я возьму все ж е на себя смелость пред­ положить: неудача с Катиным удочерением тож е связан а с тем, что в поступке Веры был не столько порыв от сердца, сколько ж елание утвердиться, пусть и в своих гл а ­ зах. Потом отношения Веры с Катей не вы ­ д ерж ат испытания буднями. И хотя я убежден, что К атю действительно у А ндре­ евых не притесняли, девочка, не умея это объяснить словами, могла интуитивно ис­ пы тывать в чужом доме неудобство и неуют. В ссоре взрослого и ребенка всегда пови­ нен взрослый. Не знаю , к ак ж ивется К ате теперь, когда она вернулась в казенный дом. Н о дум аю , что бесследно м арьинская история д л я нее не пройдет. С другой стороны, Андреевы спасли Олю . Вы рвали ее у болезни, д ал и ей дом, отца, м ать и братьев — то, что так необходимо к аж д ом у м аленькому человеку. Но я не уверен, что одна судьба, скаж ем так, опти­ мистическая, компенсирует другую , у р авн о ­ веш ивает всеобщ ую наш у справедливость и поддерж ивает вселенскую гармонию . Здесь не тот случай, когда действую т законы арифметики. .» Не знаю , к ак слож ились судьбы детей, усыновленных по В ериному примеру эн ту­ зиастам и. Внимание к брошенным детям , сиротам — дело благородное и святое, но если говорить об усыновлениях, то они ни­ к ак не могут становиться «движ ением», кампанией. Это ПОСТУПОК . Идущий от сердца — так долж но быть. И мотивы по­ добного поступка — нечто сокровенное и чащ е всего не подлеж ащ ее коллективному обсуждению . Н ередко я узнаю Веру в людях, с кото­ рыми сталкиваю сь на ж урналистских и по­ просту житейских дорогах. К огда-то узнаю в себе. Н аш и отношения продолж аю тся. И возможно, будет продолж ен этот очерк. Виж у Верино и в тех лю дях, которы е не­ когда собрались под Калининской областью , чтобы ж ить там коммуной. Возможно, и их поступком руководили не только внутрен­ ние убеж дения, душ евная потребность, а была в том отчасти и демонстрация, азар т в споре с каким и-то оппонентами? Во вся­ ком случае, слыш ал от знаком ого мне к ал и ­ нинского писателя, что то начинание р асп а­ лось. Б одр ая зам етка о комм унарах, под­ толкнувш ая и Веру к переезду, была, а вот о том, чем дело кончилось, печать промол­ чала... А мы ответственны за продолж ение в жизни тех сюж етов, которые переклады ­ ваем на бумагу. В иж у Верино и в таком нашем отношении к жизни: мы нередко сущ ествуем в о ж и д а ­ нии трубы, которая позовет нас на подвиг. Тут, пож алуй, и наш б рат-ж урн али ст по­ старался, описы вая экстрем альны е ситуации и необычайные судьбы. А ведь спасаю т мир не подвиги, не героизм в экстрем альны х ус­ ловиях, а каж дод н евн ая и неброская поря­ дочность. Ч тобы ее утвердить, не надо мчаться далеко от дом а в поисках большо­ го дела, не стоит непременно искать себе подобных и с ними, отгородивш ись от дру­ гих, строить ж изнь по каким -то особым за конам, ибо уж е в установке на такую изо­ ляцию прогляды вает понимание своей ис­ ключительности, а оно с порядочностью ед­ ва ли совместимо. М ож но честно пройти свой путь, не со вершив поступка, общ епризнанного подви гом, не обл адая героической и воспето! кем-то биографией и при этом не ж ел ая се бе другого пути. Н аверное, понимание это го долж но бы приходить к нам рано, дол ж но было бы прийти в ту уж е пору, когд: по заданию школьной учительницы мы пи сали сочинение о том, что в ж изни всегд есть место подвигу. После, натренировав шись, пишем сочинения (уж е не отметки за рабагы вая, а хлеб) о семье — так непре менно многодетной, в десять ртов, о тру ж енике — так непременно героическо! «сюжетной» судьбы. А ж изнь, она остаето

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2