Сибирские огни, 1988, № 6

и в сп ектаклях, которьле мы ставили в д ет­ доме, главны е роли играл, и рисовал, и сти­ хи сочинял, был редактором стенгазеты П оступил он в педагогический. Но года не проучился — сел за хулиганство, и с тех пор — все по тюрьмам. Я, когда у зн ал а о нем, хотела уйти из детдом а. Но ничего перетерпела, а потом стала понимать, что нельзя идеализировать ребят и считать, что вообщ е всегда в ж изни будет, как ты за д у ­ мал. В ерить надо в них, без этого руки опустятся, но вера и сам ообм ан — это ведь разное. С усыновлением всегда очень сложно, особенно если берут не грудных детей. Во- первых, мы ещ е не все знаем о наследствен­ ности. К огда я училась, так «генетика» вообщ е была ругательным словом, д а и се­ годня написано у нас на эту тему мало. Во- вторых, наши, детдомовские, дети не часто бываю т благодарными, и воспитанными и нежными, чего от них в семье почему-то сразу ж дут. Очень плохо себя ведут» в т а ­ ких случаях и окруж ающ ие. Если ребенок не знает, что он в семье не родной, найдут­ ся «добренькие» дяд и и тети, которые ему это скаж ут. Д а что вам объяснять... Н асчет всего этого бреда с избиением д е ­ вочки. С разу после ваш его отъезда мы с директором говорили с Катей. Она призна­ лась, что все сочинила. Почему — не о б ъ ­ ясняет. Не знаю , сказали Вам в сельсовете или нет, но я сразу написала подробное письмо на имя этой самой Сукновой. С та­ ралась без нервов (хотя еле сдерж алась) объяснить, что наши дети трудны е, они способны на непредсказуемы е поступки, что К атя, конечно ж е, все сочинила и что вооб­ ще есть ли смысл брать ребенка из детдо­ ма, чтобы его потом бить. Я просила Сукно- ву ответить, но, конечно, она молчит. М о­ ж ет, ей нужны какие-нибудь бумаги со ш тампами, что К атю Вы не били? Такие лю ди очень лю бят бумаги, а человеческим словам не верят. В ера Александровна! Я не представляю , к ак Вы переж или весь этот кошмар. Не знаю , чем помочь Вам. Вот только слова и остаю тся. Д ерж итесь, не падайте духом. Вы столько сделали в жизни: четверых сы ­ новей растите и приемную девочку, а это уж е подвиг — взять на себя такую ношу. Берегите себя. Д л я Ваших детей и для всех нас. П ора закругляться. Пишу поздно, после отбоя, в воспитательской комнате. Пойду п огляж у на своих, спят ли — и домой. Ц елую Вас. В аш а Л . М.»... К ак слож но с Верой! Я спорю с ней уж е несколько лет, и, бывает, что-то вдруг ме­ няется в ее жизни, и я тороплюсь торж ест­ вовать свою победу -— но рано. Сказавший, что в споре рож дается истина, был или и вправду отменным спорщиком или попросту идеалистом . Мы, например, с Верой эту истину оты скать не сумели. Вскоре после описанных здесь событий Вера с семьей переехала в другое хозяйст­ во. Хозяйство это мы подыскивали вместе, и я «злоупотребил служ ебным положением», используя кое-какие ж урналистские связи и сватая Андреевых на новое место. А . рас­ суж д ал так. Конечно, когда отношения м еж ­ ду людьми не склады ваю тся, то виноваты обе стороны. ■Вина Марьинских очевидна. д л я меня и дл я читателя тож е, поскольку, рассказы вая о Марьинских собы тиях от третьего лица, рассм атривал я их все ж е Вериными глазами. А с виной Веры сложнее. О тчасти ее о б ъ ­ ясняет, причем сам а того не подозревая, Л иди я М ихайловна, воспитательница К ати. П исьмо от нее Вера мне в свое время пере­ слала почтой, сочтя интересными р ассуж ­ дения опы тного педагога о детдом овцах. М не-то в нем к ак раз другое показалось важ нее. Мы сль о том, что вера, основанная на идеализации ж изни, на заблуж дении, если д аж е эта вера — в неизбеж ное то р ­ ж ество света и добра, если д а ж е окры л я­ ет она и приносит силы, все равно до д об­ ра не доведет. П отому что силы скоро ис­ сякнут и кры лья не у д ерж ат на лихих ж и ­ тейских ветрах. И вот т о гд а-то придется заново обретать другую веру — земную , трезвую , настоящую . В едь это и про Веру тож е! Ей м ечталось о скорых переменах во всем, к чему прикасались ее руки, а не получалось, и вот ту т ей нередко о тказы в а­ ло терпение, необходимый помощник в лю ­ бом труде. Вот сказал а она, помню, про прежнюю городскую ж изнь: «Там мы были среди людей». Но и здесь — люди. И с ними Вере жить. В них находить доброе, их не­ дуги врачевать, к их душ ам искать пути. Ну, а что делать, если отношения не сло­ жились? Если конфликт заш ел так далеко, что люди друг д руга нутром уж е не при­ нимают и в каж дом слове видят подвох, а в каж дом ш аге — козни? Н аверное, есть ситуации, когда лю дям надо разойтись. Н авсегда или хотя бы на врем я — уж как там получится. Но, уходя, н адо помнить, что от себя все равно не скры ться. Т ак рассуж дал. И с Верой говорил об этом долго. Х озяйство мы наш ли по всем статьям подходящее. Лю ди в нем ж и ву т хорошо, потому что умею т работать и отды хать. И за все новое, не в пример марьинским, бе­ рутся охотно. С каж ем , в детском саду, куда устроили Веру воспитателем , дети изучаю т английский язык, заним аю тся изобрази­ тельным искусством и ритмикой. З а спорт­ комплекс тож е ухватились сразу. И вскоре Вера написала мне радостное письмо; «Мы снова среди людей». И вот здесь бы поставить точку. Или хотя бы многоточие. Не волен ли автор оборвать свое повествование, тем более если есть в таком заверш ении логика и содерж ится мо­ раль? Пусть, мол, ж ивут себе пож иваю т ге­ рои дальш е по законам читательской ф ан ­ тазии. Но ведь если наши герои — реальные люди, то ж ивут они, стало быть, по своим законам и могут вовсе не п од тверж д ать ав ­ торских прогнозов и не оправды вать его надежд. Н аверное, мы ответственны е не только за их прошлое, описанное нами, за совпадение их реальных судеб с л и тератур­ ными, но и за будущее, которое продолж ит­ ся после нашей точки или многоточия. Т ак что будь добр, держ и отчет о том, как и чем ж ивут твои герои. Вот и держу... Верин конфликт в новом хозяйстве, вспыхнувший быстро и сильно, если и отли ­ чался в сюж ете от Марьинского, по сути ж е своей очень его напоминал. Например, Ве­ ра взялась в садике водить детей босиком на прогулку, и вскоре многие в ее группе заболечШ .'.Замечаиия заведующ ей встретила

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2