Сибирские огни, 1988, № 6

и И ван не находили силы н ак азать К атю за то, чего Алеше, например, не спускали. М альчик видел это и очень переж ивал, но до времени м олчал: в оди ннадцать лет уж е не все п одряд несут мамке. О д н аж ды с полочки в серванте пропали три рубля. Р ан ьш е такого не случалось, и В ера д о гад ал а сь — с болью поняла, кто мог это сделать. Вечером всех старших собрали, сказал и , что взять — это полпро­ ступка, а не сознаться и не исправить ошиб­ ку — это уж е проступок большой. Пусть вернет деньги тот, кто взял. Все молчали, опустив головы . Ничего не добившись, усло­ вились с И ваном не говорить с детьми.., ну хотя бы день. Ночью уж е, когда спать Ве­ ра легла позднее других, услыш ала то, что м ать всегда услышит — сердцем скорее, а не слухом : к ак Алешка плачет тихонько в соседней комнате. П одош ла к кровати. И он, пы таясь сд ерж ать ры дания, вы давил: — Я знаю . Э то К атька. Ты ее никогда не наказы ваеш ь. Ты ее так любишь... Больш е, чем нас. Вера тогда не смогла у держ ать слезы. Она ц ел овал а Л еш ку, как уж е давно не д е­ л а л а этого, потому что в последнее время он стал и збегать ее ласки, маленький м уж ­ чина. Она утеш ал а его словами, которы е зн аю т только м атери и которы е трудно пе­ ресказать. Но и у б еж д ать пы талась, как взрослого. Г оворила, что все дети ей дороги оди наково и К атя — тож е родная, но ей в ж изни не повезло, и нуж но всем заботиться о ней и быть к ней терпимее. К а тя сп ала в другой комнате с двум я из малыш ей. С лыш ала ли она, к а к плакал А леш а, В ера не знает, но, каж ется, девочка ворочалась в постели и, вы ж д ав с полчаса после того, как В ера легла, на цыпочках вош ла в родительскую комнату. Утром В ера обн аруж ила деньги на преж ­ нем месте... З а тот месяц, что был И ван на курсах, с К атей стали происходить нехорошие пере­ мены. И раньш е она не отличалась при леж ­ ностью в ш коле, но теперь часто пропускала зан яти я, не вы полняла по дом у никаких по­ ручений, грубила Вере. Конечно, Вера пере­ ж и в ал а все это, нервничала и нередко те­ перь сры валась, хотя раньш е ум ела вообще не повыш ать на детей голоса. В ера переду­ м ал а всякое, и постепенно оф орм лялась мысль, но лучше бы и не пришла она, пото­ му что была в ней безысходность. А мысль вот к ак а я : быть мож ет, К ате виделась в семье, в отличие от детдом а, где ж ивеш ь по расписанию и по воспитательской указке, полная свобода от порядка и каких бы то ни было обязанностей. Но первое время, не ж ел а я разочаро вать в себе новых роди­ телей, она д ел ал а над собой усилия, да и сам о полож ение нормального ребенка, полноценного человека, у которого есть отец и м ать, доставл ял о ей незнакомую прежде, такую ж еланную радость, а теперь прош ел первый восторг, и в домашних буднях К атя стал а собой. Конечно, с одиннадцати лет многое мо- ж ет измениться в человеке, но, с другой стороны, В ера, к ак педагог, зн ала хресто- матийное: основы личности заклады ваю тся в первые годы жизни. Стоило, стоило бороться за К атю — такую , какой п редставл яла Вера свою дочь, но в этой борьбе Вере требовались надежные союзники, а вы ходило наоборот: девочке, как казал ось Вере, не повезло в М арьино с учителями, и новыми под руж кам и, д а и Л еш к а часто вел себя с К атей не так, к ак хотелось бы м атери. В редила и сам а по себе атм осф ера подозрительности, которой окруж или Андреевых в М арьино, нездоро­ вое любопытство, с каким погляды вали здешние на андреевских приемных дочерей. К ак-то вечером, за уж ином , К атя зав ел а разговор: — М ам, а они говорят, что вы меня бье­ те. С казан о это было с легкостью , словно пустяк какой-то, а у Веры ды хание п ерехва­ тило: — Постой, постой. К то говорит? — Д а все. Вон эта, с носом-то стар уха, ну знаеш ь, у школы еще ж ивет. С егодня поймала меня: «Б едн яж к а, бьют тебя». А мне смешно, — А ты ей что ответила? — Д а ничего. — Ты не сказал а... чтО' это глупости, что никто тебя не бьет... Н у отвечай ж е! — Нет. Ушла просто. После того разговора Вера стал а за м е ­ чать, что К атя часто приносит домой кон­ феты, печенье, яблоки. Н а вопрос, о ткуда, отвечала, что в школе даю т ребята, но о д ­ наж ды вдруг призналась, что, встретив ее на улице, дяди и тети, в основном старен ь­ кие, угощ аю т и см отрят ж ал остл и во (« ж а ­ лобные какие-то» — ск азал а К а т я ). В ера с уж асом представила всю картину, поняв, почему угощ аю т именно К атю : да они ж е считают, что бедную падчерицу дом а не корм ят и вообщ е д е р ж ат в черном теле. Где силы найти, чтобы вынести эту м у­ ку? Бы вали минуты, в которы е В ера видеть не могла никого, и когда ш ла по селу, зд о ­ роваясь, по деревенском у порядку, со встречными, в каж дом видела зл о р ад ство и подвох. И вы плакаться-то некому. И В ани рядом нет... Трудны е дни переж ила В ера перед мужниным приездом. И вот теперь он слуш ал ее и знал, что путного ж д ет совета ж ена, а сам терялся, п овторял «да образуется все», хотя сам -то верил ли в это? Папиросы курил одну за другой и д р о ­ ва в печь позабы л подбрасы вать. В следующий раз И ван приехал домой в пятницу. С казал: отпросился пораньше. Словно сердцем почувствовал беду. Д ети с порога сказали, что К атя пропала, а м ам ка 8 садике, с работы ещ е не пришла. И ван — туда. Бегом. Веру он никогда не видел такой: воспаленные глаза, лицо в красных пятнах. В кабинете пахло валерьянкой. Го­ ворила Вера медленно, словно находила слова не сразу, и И ван нервничал, пото­ рапливая ж ену: «Ну, а дальш е? А предсе­ датель? А милиция что?» В среду Вере позвонила в сади к директор ш колы и сказал а, что К атя нахам и ла к л а с ­ сному руководителю . Д ом а Вера пы талась добиться от Кати, что ж е м еж ду ними про­ изошло. Та —- ни слова. Т огда Вера с к а за ­ ла, что, если д аж е классн ая руководитель­ ница не во всем права, дерзить ей К атя не смела, что К атя в любом случае виновата и долж н а извиниться перед ней. Причем сейчас же. К атя молча уш ла из дом а и не пришла ночевать. Вера посмотрела на часы: — Ее нет уж е ровно двое суток. — Ну, а председатель? — Он сам звонил в милицию, при мне.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2