Сибирские огни, 1988, № 6
на него, стоя в сторонке, потуш ить пож ар едва ли удастся. П адеж скота — тот ж е пож ар, и у его виновников есть имена, и у его ж ертв т о ж е есть счет... Мы виноваты перед М ухтаром — это и есть, возм ож но, одна из тем будущ его очерка. П отому хотя бы, что понимание этого не пришло ко всем, к кому долж но было бы прийти в первую очередь. Хочу, что бы мы мысленно оказали сь на пож аре и задали сь вопросом; что могло уберечь м о лодого чабана? А в конечном счете — кто, посменно, мог его спасти? М ухтар бросился в загоревш ую ся кош а ру: вместе с одним из чабанов вы водил от туда овец. П лам я, подхваченное у р аган ным ветром, с каж дой минутой все больше грозило не выпустить людей из помещения, и второй чабан, поразумнее, уж е оставил попытки с ним спорить. Вдруг М ухтар услыш ал рж анье лош адей. Э то был истош ный крик животных, оставленны х'’ челове ком на привязи и теперь беспомощно бив шихся в дыму и пламени, р азди рая губы в кровь об удила... Сейчас М ухтар бросится в огонь. В по следний раз. П ож ар буш ует уж е больше получаса. Г орящ ая кош ара примерно в трех к илом ет рах от центральной усадьбы . Ни телефона, ни рации, ни пож арной сигнализации на ферме нет. Ф ерма — пять кош ар. Э то — тысячи овец и помещения, не одна сотня тысяч, в пересчете на рубли, материальны х ценностей. Это люди, оторванны е от мира. Случись беда — скачи на лош ади за по мощью. А успеет ли помощь? Сейчас М ухтар бросится в огонь. В последний раз. Один из чабанов давно у скак ал на л ош а ди в совхоз. П ож арны е поднимутся по тре воге оперативно, у к л ады ваясь в отпущ ен ное им инструкцией время. Но они слиш ком поздно узнаю т о пож аре... ...М ухтар услыш ал рж анье лош адей и ки нулся в кош ару. Его не было долго — вышли все сроки, которы е способен человек вы держ ать в е д ком дыму. К то-то попы тался войти в ко ш ару — и не смог сделать там ни одного ш ага, не смог д аж е окликнуть чабана. В ернулся, и тогда все поняли, что М ухтара уж е нет... К огда потушили пож ар, его тело нашли в нескольких метрах от выхода. Он таш ил за уздечку перепуганную , упирающ ую ся лош адь, так и упал, не осилив сам ую м а лость, последние десять ш агов. Упал рядом с лошадью , за ж а в в ку л аке повод, и было не ясно, кто из них погиб первым, но ясно, что человек не смог бросить в огне бедное животное. К месту п ож ар а приехало совхозное н а чальство. Д и ректор спросил, сколько овец сгорело, и его вопрос остался без ответа: до того ли тут. К ош ара, к ак он увидел, го рела не М ухтарова, но тушили ее, конечно же, все чабаны и сакм анщ ики, работавш ие в этот час на ферме. И это норм ально — было бы ненормальным, если б они стали разбираться, чья проп адает отар а, и взве ш ивать необходимую степень своего уча стия в тушении пож ара. Тот чабан, чья кош ара горела, о тп равлял М у хтара в сов хоз за подмогой, но М ухтар не поехал, а . послал еШ ^ам ого , рассудив, что ' от^Н его, М у хтара, проку здесь будет больше, пото му к а к он в чабанском деле поопытней, п ож алуй . И это тож е норм ально — так долж но быть м еж ду людьми. А вот вам и иное отношение к случив шемуся. К то-то из чабанов ск азал глав н о му энергетику, тож е приехавш ему к месту происш ествия, что, скорее всего, пож ар произош ел от проводов. «Н е м ож ет этого быть!» — отрезал тот. Он д а л всем понять, что не виноват, да и не его дело доиски ваться причин п ож ара, и через день уехал в отпуск — в Москву, по турпутевке. Впрочем, это и вп равду дело не его, а прокуратуры — установить истинные при чины п ож ар а. И никто не м ож ет до рассле дования в чем-либо обвинить энергетика. Это непреложное правило у юристов зо вется презумпцией невиновности, а в оби ходе — попросту справедливостью . О днако едва ли справедливо, если по закону «пре зумпции невиновности» ж ивет безм ятеж но наш а совесть, если торопим ся отгородиться от безобразий: мол, не мое дело, и пусть себе расхлебы вает тот. чье оно. К ак все ж е разн ятся моральны е ценности у людей, ж ивущ их рядом ! И здесь, а не только в ф акте гибели молодого чабана, заклю чена трагедия. На тот день, когда М ухтара проводили в последний путь, была назначена его по молвка. Д ав н о приглядел он себе девуш ку, но не торопился просить ее руки. С начала, после смерти отца, оставался за старш его в семье и не хотел оставлять сестру и б р а тьев без присмотра. Потом копил деньги и любовно, по-хозяйски об ставлял кварти ру, которую д ал ему совхоз, неподалеку, как и просил он, от материного дом а. Вот про нее. про эту квартиру, и приснился Му.хтару незадолго до его гибели сон, и бедная мать после случивш егося истолко в ал а сон этот как недобрый зн ак и ругала себя, что, узнав о нем, не уберегла сына, не д ерж ал а его рядыш ком — но, с другой стороны, возм ож но ли это было? И я р асск аж у про сон. Ч тобы укры ться от возм ож ны х упреков в мистических н а строениях, процитирую, пож алуй, какой- нибудь ученый словарь, который пояснит, что сны — суть ирреальны е картины р еал ь ных переживаний. А приснилось такое М ухтару: какой-то подгулявший совхозный тракторист въехал в его квартиру и в пьяном угаре, злобно и весело, крушил все подряд, и становилось грудой х лам а то. во что в к л ады вал он, М ухтар, столько времени, и столько с та р а ний, и столько надеж д. И рреальная картина реальны х переж ива ний... К аких? Тревоги за собственный труд, дело жизни, которы е кто-то чуж ой, р асхл я банный и равнодушный, м ож ет погубить, поставив крест на чаяньях ближнего? С тра ха перед пьянством ли, или простой бестол ковостью , а порою и ж изни? Не знаю н а верняка. Но знаю другое. То, что пож ар этот за последние неполные десять лет — четвер тый в совхозе. Г оворят, что случался к а кой-то из них и от замы кани я в проводах. Н а двух п ож арах был М ухтар и, по сви детельству очевидцев, туш ил огонь отчаян ней других. Г оворят, что овцы и прежде гибли в огне, но не в таком количестве, и потому их списывали без особого ущ ерба
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2