Сибирские огни, 1988, № 6
□ЧЕРК И ПЫБЛИЦИСТИКА ВладиьАир БУЛЫЧЕВ ОПРОВЕРЖЕНИЕ I Э тот очерк пока не написан. Но поле ж ит блокнот, наконец-то станут внятным словом и попросятся на бу м агу ощущения и мысли и начну я, воз можно, так: «Н езадолго до того дня, когда молодой чабан погиб на пож аре, спасая совхозное добро, ему приснится сон — из тех, в кото рых людям суеверным или попросту впечат лительным и слабым видится недоброе предзнаменование. Но чабан не был ни тем, ни другим и потому про свой сон ска зал матери вскользь и д аж е весело: мол, приснится ж е т ак а я чушь, — и тотчас з а был о нем. И забы ла бы мать, не случись ей вскоре потерять сына. Если уходит близкий, мы стараемся вспомнить каж ды й из его последних дней и каж ды й в нем час до мельчайших под робностей. Мы надсаж иваем свою память и словно бы утоляем тем самым горе, хоть немного приглуш ая боль. Иные ищут под тверж дение тому, что человек заранее чув ствовал свой конец, и, раз ищут, находят в снах или прочих приметах. И это — вечный в человеке страх перед смертью и стремле ние разгад ать ее тайну...» Возможно, редакторский карандаш оста новится на полях рукописи как р аз в этом месте, и вот почему. В этой истории и без того хватает страстей, надо ли драм атизи ровать: при чем тут вещие сны? И надо ли говорить о горе матери, ведь и так очевид но, что мать, потерявш ая сына, убита го рем? Зачем писать о каких-то мистических загадках смерти и о страхе перед ней, ведь мы, напротив, долж ны доказать, что насто ящим героям этот страх не ведом? Я знаю, что никто не призывает меня писать неправду. Все, о чем «стоило бы» написать, — п равда от первого и до послед него слова. Действительно, был молодой чабан честным работником, хорошим сы ном и другом, и его поступок, достойный поклона и памяти,— не случайный шаг, продиктованный обстоятельствами, а про долж ение прочих дел и проявление, как го ворим мы в такой связи, жизненной пози ции. Действительно, в его школе, где учился Мухтар, еще до его похорон прошла ли нейка, на которой пионерский отряд дал торж ественное обещание бороться за пра во носить его имя. Комсомольцы совхоза решили ходатайствовать перед районными властями о переименовании улицы, где жил чабан, а местная поэтесса написала о его подвиге стихи. Что ж, если я возьмусь размыш лять о том, что сегодняшним школьникам нужны примеры героизма, то не пойду против правды . Но это лишь м ал ая часть ее, а не пытаемся ли мы порою часть вы дать за це лое? Ведь у трагедии, разы гравш ейся в совхозе, есть и другая, совсем другая прав да, и она не менее поучительна. Хочу, чтобы мы остановились перед пос тупком М ухтара надолго. И не только сняв шапки — хочу, чтобы задум ались о ценности человеческой жизни и соизмери ли спасенное — и утраченное. Ч тобы ни один тезис не приняли как данность, а че рез сомнения шли к истине. Как? В озможно, так. Ответственный работник в приватной, так сказать без протокола, беседе с ж урналистом признался, что, если бы не гибель чабана, дело это не получило бы большой огласки: те ш естьсот голов скота, которые совхоз потерял на пож аре, без особого ущ ерба районной экономике списали бы на п адеж — в конце концов, в одном этом хозяйстве падеж овец в год достигает порою шести тысяч. Впрочем, эта реплика была в устах руководителя слу чайной и как бы несущественной. Конечно, это не главное. А главный разговор ш ел о возможности публикации в газете очерка о том, какие все-таки самоотверж енны е лю ди населяют данный район. П одумалось: а не пы таемся ли мы за по добные публикации, за посмертные почес ти М ухтару спрятать — кто от прокурора, а кто от собственной совести — свою вину? Вот она, вина-то: М ухтар отдал жизнь, спасая то, чего другие особо и не хвати лись бы! Т ак есть ли у нас моральное п ра во писать «оптимистическую трагедию» и рассуж дать о том, что в жизни всегда есть место подвигу? Не лучше ли за д у маться, почему так разнятся системы цен ностей у людей, живущих рядом? Ведь по ка мы не вы работаем общую систему: кто- то будет дуть на огонь, а кто-то глядеть
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2