Сибирские огни, 1988, № 5

сие не позволило отсутствие необходимых знаний, так как автором статьи был не спе­ циалист по древним языкам и письменностям — им был кандидат технических наук Андрей Полунин. ...Однажды ночью в московской квартире поэта Леонида Мартынова раздался телефонный звонок. Некий молодой человек, представившийся приезжим из Сибири («Нет, нет — не начинаюш,ий литератор! Мне от вас ничего не н адо»), долго читал по­ эту его же юношеские стихи начала 20-х годов, омского периода. У Леонида Мартыно­ ва в книге «Гиперболы» есть стихотворение о полуночном звонке из «юности»: «Н е трогайте меня не торопите...» Заканчивается оно строчками: «Стервец читает мне сти­ хи, которых я сорок лет назад не дописал». Этим «стервецом» был Андрей Полунин. Таков он, мой странный товарищ. Назвать его увлечения — увлечениями, хобби, не поворачивается язык. Точнее, это — «погружения». Сам Полунин называет эт о еще лучше: «мои острова». И каж­ дый такой «остров» он начинает «обживать» как Робинзон, поставив себе условие: предположим, что этот остров необитаем. Так случилось и со «С л ов ом » — помните, автор рассказывал в начале своих заме­ ток о периоде «обживания»? Добавлю только: за короткий срок он проделал такую работу по «Слову», и не только по «Слову» — по древнерусской литературе и письменности вообще, кото­ рой хватило бы иному специалисту на многие годы. Теперь — о «частности»: об уголке или долине (а может быть, вершине) его пос­ леднего «острова» — «азбучных истинах». Возможно, кто-то (возможно, многие), прочтя эти заметки, познакомившись с ги­ потезой автора (оставлю только себе другое слово — «открытие»), скажет: «Как натя­ нуто!» Или даже: «Подтасованно». И легко уличит автора в подтасовке, и никакие оговорки о допущениях-вольностях не помогут — наоборот: сработают против него же. К примеру, тот же конец азбуки — наиболее, пожалуй, уязвимое место в построениях автора: ведь Полунин, по сути дела, уже не дочитывает азбучные истины, а д о п и с ы- в ает их. Что ж, уличать, сомневаться (червь сомнения— не всегда ересь, ересью может быть и утверждение), как правило, легче, чем искать и утверждать. Мне же лично предлагаемое прочтение азбуки кажется очень убедительным, очень соблазняет ( что греха таить) и привлекает. Убедительным — потому, что Полунин рекомендует «ключ», при помощи которого азбука открывается в с я , от первой до последней буквы. Соблазнительным — потому, что открываются истины красивые, добрые, вечные, обнадеживающие. ВЯЗЬ СЛОВЕС — ВЯЗЬ ВРЕМЕН — ВЯЗЬ ПЫТЛИВОИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ — ВЯЗЬ ЖИЗНИ — БЕССМЕРТИЕ! Впрочем, сам автор не претендует на истину в «последней инстанции». В свое время статью «Загадка Фестского диска» он закончил словами: «Кто видит путь дальш е—должен идти вперед». Подобные слова венчали и эти его заметки. Я вычер­ кнул их, чтобы приберечь для своего послесловия: пусть видящие дальше и по-другому идут дальше и другими, им видимыми, путями. СЛОВО — неисчерпаемо. Николай САМОХИН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2