Сибирские огни, 1988, № 5
При первой же встрече Иван заявил Родио нову: «Вообщ е жизнь наша мне не очень нравится». На вопрос: почему? — убежден но ответил: «Много болтовни, например. Воровства много, хамства тоже хватает... Жадности в общем хватает. А говорим все хорошо...» Такая позиция Ивана, проницательно по- шукшински перекликающаяся с современно стью, стала важной предпосылкой для даль нейшего Иванова развития. Присутствуя однажды при разговоре Р о дионова с Ивлевым о трудных и неотлож ных делах, Иван с тоскливой остротой по чувствует свою непричастность к ним, и уже не сможет оставаться равнодушным к нуж дам района. И нехватка рабочих рук на селе его волнует, и вопрос о преобразовании колхоза в совхоз он ставит в нравственную плоскость с деловым расчетом на будущее. Иван полемизирует с Родионовым о б осо бенностях русского мужика-колхозника. «— Мне один умный человек говорил: зря мужика от частной собственности отлучают. Рабочим он все равно никогда не станет, а от земли отвыкнет, разлюбит ее — ни два, ни полтора получится. И зря, говорит, ры нок ликвидируют». Родионов доводы «одного умного челове ка» легко опровергает, требуя учитывать реальные условия хозяйствования: времен ные затруднения нельзя ставить в обоснова ние мрачных прогнозов... А Иван все равно не согласился, он не верит, что через год- два в селе станет лучше, видимо догадыва ясь, что не от имущественной собственности мужика отлучали, а от земли. А рынки сбы та товаров — хлеба и прочее — не ликвиди руют, лишь заменят и заменяют другими формами: покупают заранее определенные поставки и по недвижным (одинаковым на все года) ценам. Не прост Иван, и он у В. Шукшина заглядывает в суть зреющих в обществе проблем. Присутствует Иван и во время очередной перепалки Родионова с дочерью Марией. Речь шла о месте молодежи в текущих де ревенских делах; Мария иронична и насту пательна; «Мы пассивные, неинициативные, равнодушные,— отвечает она на упреки от ца. — Сколько бы я ни волновалась по по воду целины, я ничего не изменю — ее рас пашут без меня... Государственные вопросы? Там тоже без меня все сделают... Заметки писать в областную газету? Не умею. Да и все, что там пишут, меня опять-таки не волнует...» Отец не нашелся, как ей ответить, и злился на себя. А Иван оценил его раздра жительно-сбивчивые слова как ничего не значащие. С Марией он тоже не согласился, хотя и отметил для себя; умна. В этих сценах Иван приоткрылся нам с наиболее существенной стороны, со стороны ищущего человека, он стремится по-своему познать мир. Никаких деклараций он не произносит, но мы видим, как складываются его убеж дения. То видим, как он воспринимает при роду Алтая, то узнаем о его отношении к дому, построенному собственными руками. то наблюдаем его во взаимоотношениях с любимой. «Красота кругом была удивительная. Го ры подступали к самому тракту, часто се рые отвесные стены поднимались прямо от кювета, а внизу далеко ослепительно сверка ла чешуей Катунь. То поднимались, петляя, то ехали вниз, то видно было далеко вок руг, и тогда у Ивана захватывало дух от невиданного простора, от силы земной...» В. Шукшин трезво и практично размыш ляет о сельской молодежи. Им нужна преж де всего крыша нал головой. Подробно и не без юмора рассказывает писатель о том, как Иван и Павел Любавины поехали по деревням, чтобы купить сруб на вывоз. Деловитый и прижимистый Павел долго торгуется и просит нетерпеливого Ивана не вмешиваться, Иван же готов на все, пото му что в мечтах своих он уже построил дом: «Будет дом, будет Мария — и все, больше мне ничего не потребуется. Буду сидеть вот так на бережку... Может, сын будет...» Дом, семья, глубоко пущенные кор ни в родную землю, всюду подчеркнуто «удивительную» по красоте, — составляют основу устремлений крестьянского парня, уже хлебнувшего городской жизни. На пер вый взгляд, немного да и не для каждого, разумеется, но это то, с чего следует начи нать, когда мы задумываемся о будущем сельской молодежи. Закономерно, в духе убеждений автора, роман завершается решительными действия ми Ивана. Он спасал и, по всему видно, спас свою мечту. После того как Родионов выгнал Юрия Александровича, а Мария, отруганная и побитая отцом, не знала, ку да ей броситься, Иван все взял в свои руки. Рванулась было Мария в Новосибирск, но Иван с решимостью любящего человека увел ее с вокзала ., А вечером пошел на кладбище, где по его желанию Родионов похоронен рядом с матерью Ивана. Стоял он над двумя могилами и ни о чем думать не мог. «Сзади зашелестели чьи-то шаги... Иван оглянулся — шла Мария. Подошла, встала рядом». Что-то и в ней произошло, что-то новое, может, ею еще не понятое. Для читателя же ясно главное: мечта Ива на приближалась к осуществлению, он сам отвоевал свое счастье и шел на смену Ро дионову, так как для этой роли уже созрел. В. Шукшин не спешил с провозглашением . Ивана неким идеалом деревенского парня, просто он чуть-чуть выделил его из числа многих обыкновенных людей, живущих с ним рядом. Однако Иван выделяется писа телем из своего круга и как носитель по тому времени передовых идей, пусть не но вых, но выстраданных, и как деятельный сторонник подлинной нравственности. Такой тип (в творчестве В. Шукшина) не одинок, он присутствует и в других его произведе ниях, созданных примерно в это же время. Два десятилетия назад написана вторая книга романа «Любавины», но по направле нию своему она звучит современно, акту ально. Такова судьба каждого произведе ния, созданного зорким и вдумчивым ху дожником.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2