Сибирские огни, 1988, № 5
— Любавины Павел и Андрей, Мария Р о дионова и Иван Любавин. Радость и сча стье испытывает Иван оттого, что прибыл в родную деревню, попал к родственникам. Мария Родионова, жена Ивлева, образован ного выходца из города, как-то еще выла мывается из деревенской среды, но ни к целинникам, приехавшим из городов, ни тем более — к туристам, изображенным в не приглядном виде, она никаким образом не при.мыкает, хотя и ведет себя своеобразно, вызывающе. Туристы, например, приехали с «бабами в штанах, пьют они, как мужики, гогочут, как кобылы». Сам Родионов прямо говорит, что недолюбливает он городских жителей, потому что «зазнаются они здоро во». А когда услышал, что у них культуры побольше, чем у деревенских, замолчал, замкнулся, а про себя лелеял «заветную мысль»: открыть в Боклани межрайонный сельскохозяйственный техникум имени XX партсъезда и — «сразу все заткнутся». Сразу? И никак иначе? Мера явно наив ная: специальное образование — лишь шажечек к культуре. Показательный пример дан писателем тут же. Учитель Юрий Алек сандрович, получив высшее образование, остался человеком с очень низкой нравст венной культурой. «Приехав в Сибирь, он решил написать книгу». «А что? — размы шляет учитель. — И пусть в редакции журнала или издательства попробуют от нестись к ней неуважительно. Называться она будет «Даешь Сибирь» или — «Д орогу осилит идущий (Записки учителя)». Начи нается книга с того, как героя — «я» — провожают...» А потом идут честолюбивые мечты, приятные разговоры: «Сложное это дело, старик, — писательство...» Издевается В. Шукшин над таким героем-интеллиген- том, так сказать. Только что женился на Майе и тут же изменил ей с Марией. Ро дионов возмущен, назвал его трусом и по требовал покинуть Боклань. Учительница Майя любит своего отца — доцента, пишу щего брошюры о воспитании. Но она, прие хав в Боклань и соприкоснувшись с жизнью, поняла, что никому не нужны его брошюры, потому что не знал он потребностей совре менной молодежи. Не всех «городских» показывает В, Шук шин несостоятельными. Деятелен, энергичен Петр Емельянович Ивлев, верный помощник Родионова. А Майя «здесь, в Сибири, уди вила мужа своей жизнеспособностью». Она «сразу без усилий вросла» в непривычную обстановку. «Для нее как будто ничего в жизни не изменилось, как будто она перее хала из одного квартала в другой». Заметно, однако, что сам В. Шукшин не всегда жалует «городских», а «деревенских» рисует с нескрываемой симпатией. Нюрой, женой Андрея Любавина, сам автор лю бу ется как совершенной представительницей русских женщин. Приехал Иван, двою род ный брат Андрея: «Нюра принарядилась, неузнаваемо похо рошела, в глазах светилась неподдельная радость. Умеет радоваться наша хорошая русская женщина. Легче жить, когда есть в доме такая вот умная, терпеливая, «не зряшная»... Такой и пожаловаться не грех: поймет ли, не поймет, а все легче станет. Где не поймет, так чутьем угадает, что тебе тяжело, и уж равнодушной не останется. Главное, не стыдно будет, что пожаловал ся». Всеобщее и индивидуальное здесь дается в единстве, и писатель неоднократно поль зуется этим приемом в обрисовке своих ге роев, что и придает эпическому повествова нию особенный шукшинский лирический от тенок, вызывает в конечном счете читатель ское доверие к ним. Открыто любовался Родионов литой фигу рой Андрея, когда тот вернулся из армии. Закалился он там, окреп. Кроме того, окон чил десятилетку, приобрел профессию дизе листа, вступил в партию, на границе «зара ботал» орден Красной Звезды. Характерен его конфликт с отцом Ефимом, который хо тел видеть в сыне преуспевающего интелли гента-руководителя с техническим образо ванием. Но Андрей не оставлял свою «гряз ную» профессию дизелиста, задумывался над улучшением условий работы колхозных механизаторов. Ефим попытался, как обыч но, поучить его кулаками. Разумеется, ни чего хорошего из этого получиться не могло. Выразителен, пожалуй, скульптурен пор трет Андрея, нарисованный рядом с отцом и братом: «Одним только походили друг на друга отец и сын; оба, медлительные, оба одинаково насмешливо смотрят. И еще, по жалуй, одинаково думают — спокойно, тя гуче... И с большим сожалением отрываются от своих дум... У Андрея постоянно при всех обстоятельствах было одинаковое на строение — спокойное, ровное, как у чело века, который наладился в долгий, но зна комый путь». Павел — младший брат Андрея — отли чался от него и живостью характера, и энергией, редкостной общительностью, задо ром, веселостью. Иван, лишь увидел Павла, сразу решил, что он с ним сойдется, пола дит. Так оно и вышло. Они все делали вме сте и дружно, согласно решили обзавестись семьей. Но драматично, горько сложилась их личная жизнь. Узнавать об этом читате лю было нелегко, потому что В. Шукшин наделяет их чертами подлинной человечно сти. Не случайно Павлу Любавину «отдает» писатель подвиг Пашки Колокольникова из фильма «Живет такой парень». Но это не просто повторение эпизода, ставшего в фильме центральным. Дело в том, что Павел Любавин в романе объемней, чем Павел Ко- локольников, и случай со спасением причала от возможного взрыва — лишь одно из слагаемых в его поведении и выглядит по тому обоснованней, обоснованней всем тем, что мы узнали о Павле до этого. Объем ность и психологическая достоверность про истекает из особенных свойств характера едва ли не всех Любавиных. Главное для В. Шукшина здесь — не случай, безусловно героический, а характер, источник которого таится в целом любавинском поколении. Иван Любавин закономерно вырос в ро мане вровень с «лучшим человеком» Бокла ни Кузьмой Родионовым. Именно вырос. Рисуя его как второго «центрального героя» произведения, В. Шукшин проявил незау рядное мастерство, незаметно и последова тельно подводя его к вполне определенной высоте, за которой наши надежды на луч шее будущее. Иван прибыл в Боклань шофером и стал работать на райкомовской машине, возил на ней всюду первого секретаря Родионова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2