Сибирские огни, 1988, № 5
«Белые одежды » есть примечательный раз говор между Дежкиным и полковником госбезопасности Свешниковым, убежденным во всецело определяющей роли бытия в жизни человека. Возражая ему, Дежкин, который еще студентом проникся мыслью « о великой самостоятельности нашего соз нания, о сложной, непрямой подвластности нашей личности формирующим воздействиям со стороны бытия», рассуждает: «...Я отлич но сознаю, что являюсь результатом мно жества предшествующих процессов. Если бы не было моего бытия, не было бы и моего сознания. Но я против плоского заучивания классических формул. Против механических представлений. Результат воздействия бы тия на меня будет зависеть и от моей лич ности. Меня нельзя сбрасывать со счета, я не молекула воды». Свою мысль он доказы вает тем, что люди в равных условиях ве дут себя по-разному, на августовской сессии ВАСХНИЛ, которая «была классическим фактором общественного бытия», ученые красноречиво проявили не только разные научные позиции, но и различный нрав ственный уровень: «...Один академик на ней признал свои ошибки и полностью покаялся. Пал на колени перед нашим законодателем. Другой морганист, доктор наук, каялся с оговорками. А некий профессор на весь зал закричал: «Обскуранты!» — и был выведен на улицу». Следует усомниться в том, что речь идет о настоящем положительном герое, когда пытаются утверждать, что «полностью рас крыться» ему не дают какие-то обстоятель ства. Уж не имеется ли здесь в виду чест ный, но просто «маленький» человек, не спо собный по-настоящему бороться? Выступая на XX съезде ВЛКСМ, М. С. Горбачев пре дупредил против попыток выводить изъяны воспитания только из объективных обстоя тельств, он говорил: «Н о разве человек — только пассивный продукт обстоятельств, разве сами обстоятельства не создаются людьми! Убежден, что человек с твердыми политическими убеждениями и нравствен ными принципами в самых неблагоприятных обстоятельствах остается самим собой, не идет по пути «житейского оппортунизма», компромиссов с совестью, не ищет способов уйти от активной жизни» («Правда», 1987, 17 апреля). Если человек воспринимает как должную истину социалистические идеалы, если у не го есть настоящая совесть, честность, поря дочность, то он будет стремиться активно вмешиваться в жизнь, переделывать ее на счастье и радость людям. В своем развитии он приходит к известной духовной самостоя тельности, более или менее ярко выражен ной автономности по отношению к обстоя тельствам. Его идеалы сформированы ими, но они могут оказаться в противоречивых отношениях с окружающей действительно стью. Герой в этом случае ощущает в себе потребность и способность переделывать ее в соответствии со своими представлениями о должной жизни. У каждого человека, бросающегося в трудную борьбу за справедливость, навер ное, всегда есть нечто от Дон-Кихота, но у него прежде всего должна быть идеологи ческая стойкость, вера в торжество справед ливости, непоколебимая убежденность в том, что, как писал И. Васильев в проблем ном очерке «Анатомия поденщины» (1986), «неблагоприятные внешние обстоятельства суть временны, одолимы, ибо они противоре чат нашей идее социальной справедливости». Говоря словами Бориса Николаевича Порая из романа В. Дудинцева «Белые одежды», для бесстрашной схватки с распространив шимся^ злом у человека «должен быть вечный огонь правоты». Таким убежденным в торжестве правого дела и показан Иван Ильич Стригалев, отвергающий сомнитель ные компромиссы с псевдоучеными, бес страшно идущий по трудному, можно ска- ^ т ь трагическому, пути в поисках истины. Объясняя свою позицию, свои нравствен ные установки, он заявил: «Если бы мне сам Сталин сказал, что в интересах госу дарства и народа эти наши работы надо похерить и эту картошку уничтожить... А мне же почти это и сказали... Почти от име ни Сталина... Я бы не уничтожил и пошел бы на все. Я на все и пошел. Вот — жизнь! А если доживу — опять буду прав! Я уже был однажды прав. После нескольких лет неправоты. И опять ведь буду прав! А за картошку даже чествовать будут! Если д о живу. Надо дожить...» Стригалев — настоя щий патриот, опередивший свое время, пре дугадывающий ход развития эпохи, не бояв- шргйся поступать так, как требовали соб ственная совесть и истинная наука. Советское общество после XXVII съезда партии вступило в новый революционный по своим результатам исторический этап, который создал благоприятные условия для проявления созидательной энергии масс, который требует новых героев-подвижников, всей своей деятельностью выражающих под линно народные интересы. Но наивно было бы думать, что теперь все ясно, что всегда и везде легко будет определить правильную линию поведения. Снова встают трудные за боты, возникают новые серьезные противо речия, продолжается борьба противополож ных тенденций (а без этого не может быть и движения вперед). Бесконфликтная идил лия никогда не наступит. А. Авдеенко в заметке «Новая сказка про белого бычка». О телефильме «Архангельский мужик» («Правда», 1987, 15 февраля) сообщил, что в Архангельском обкоме партии не жалуют Николая Сивкова, героя этого документаль ного фильма, кое-кому очень хотелось, что бы о нем не узнала страна. А ведь Сивков, работая на семейном подряде, выкармлива ет шестьдесят бычков, обеспечивает мясом более 350 человек, в тридцать с' лишним раз больше, чем в среднем по стране работ ник агропромышленного комплекса. И вот этому неординарному человеку трудно в на ше время, в период перестройки, когда со вершенствуются общественные отношения, активизируется вся система политических институтов, углубляется социалистическая демократия, расширяются демократические принципы управления, укрепляется социаль ная справедливость, устраняется из нашей жизни фальшивая идеализация, нормой ста новится правда и гласность.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2