Сибирские огни, 1988, № 5

«Белые одежды » есть примечательный раз­ говор между Дежкиным и полковником госбезопасности Свешниковым, убежденным во всецело определяющей роли бытия в жизни человека. Возражая ему, Дежкин, который еще студентом проникся мыслью « о великой самостоятельности нашего соз­ нания, о сложной, непрямой подвластности нашей личности формирующим воздействиям со стороны бытия», рассуждает: «...Я отлич­ но сознаю, что являюсь результатом мно­ жества предшествующих процессов. Если бы не было моего бытия, не было бы и моего сознания. Но я против плоского заучивания классических формул. Против механических представлений. Результат воздействия бы­ тия на меня будет зависеть и от моей лич­ ности. Меня нельзя сбрасывать со счета, я не молекула воды». Свою мысль он доказы­ вает тем, что люди в равных условиях ве­ дут себя по-разному, на августовской сессии ВАСХНИЛ, которая «была классическим фактором общественного бытия», ученые красноречиво проявили не только разные научные позиции, но и различный нрав­ ственный уровень: «...Один академик на ней признал свои ошибки и полностью покаялся. Пал на колени перед нашим законодателем. Другой морганист, доктор наук, каялся с оговорками. А некий профессор на весь зал закричал: «Обскуранты!» — и был выведен на улицу». Следует усомниться в том, что речь идет о настоящем положительном герое, когда пытаются утверждать, что «полностью рас­ крыться» ему не дают какие-то обстоятель­ ства. Уж не имеется ли здесь в виду чест­ ный, но просто «маленький» человек, не спо­ собный по-настоящему бороться? Выступая на XX съезде ВЛКСМ, М. С. Горбачев пре­ дупредил против попыток выводить изъяны воспитания только из объективных обстоя­ тельств, он говорил: «Н о разве человек — только пассивный продукт обстоятельств, разве сами обстоятельства не создаются людьми! Убежден, что человек с твердыми политическими убеждениями и нравствен­ ными принципами в самых неблагоприятных обстоятельствах остается самим собой, не идет по пути «житейского оппортунизма», компромиссов с совестью, не ищет способов уйти от активной жизни» («Правда», 1987, 17 апреля). Если человек воспринимает как должную истину социалистические идеалы, если у не­ го есть настоящая совесть, честность, поря­ дочность, то он будет стремиться активно вмешиваться в жизнь, переделывать ее на счастье и радость людям. В своем развитии он приходит к известной духовной самостоя­ тельности, более или менее ярко выражен­ ной автономности по отношению к обстоя­ тельствам. Его идеалы сформированы ими, но они могут оказаться в противоречивых отношениях с окружающей действительно­ стью. Герой в этом случае ощущает в себе потребность и способность переделывать ее в соответствии со своими представлениями о должной жизни. У каждого человека, бросающегося в трудную борьбу за справедливость, навер­ ное, всегда есть нечто от Дон-Кихота, но у него прежде всего должна быть идеологи­ ческая стойкость, вера в торжество справед­ ливости, непоколебимая убежденность в том, что, как писал И. Васильев в проблем­ ном очерке «Анатомия поденщины» (1986), «неблагоприятные внешние обстоятельства суть временны, одолимы, ибо они противоре­ чат нашей идее социальной справедливости». Говоря словами Бориса Николаевича Порая из романа В. Дудинцева «Белые одежды», для бесстрашной схватки с распространив­ шимся^ злом у человека «должен быть вечный огонь правоты». Таким убежденным в торжестве правого дела и показан Иван Ильич Стригалев, отвергающий сомнитель­ ные компромиссы с псевдоучеными, бес­ страшно идущий по трудному, можно ска- ^ т ь трагическому, пути в поисках истины. Объясняя свою позицию, свои нравствен­ ные установки, он заявил: «Если бы мне сам Сталин сказал, что в интересах госу­ дарства и народа эти наши работы надо похерить и эту картошку уничтожить... А мне же почти это и сказали... Почти от име­ ни Сталина... Я бы не уничтожил и пошел бы на все. Я на все и пошел. Вот — жизнь! А если доживу — опять буду прав! Я уже был однажды прав. После нескольких лет неправоты. И опять ведь буду прав! А за картошку даже чествовать будут! Если д о­ живу. Надо дожить...» Стригалев — настоя­ щий патриот, опередивший свое время, пре­ дугадывающий ход развития эпохи, не бояв- шргйся поступать так, как требовали соб ­ ственная совесть и истинная наука. Советское общество после XXVII съезда партии вступило в новый революционный по своим результатам исторический этап, который создал благоприятные условия для проявления созидательной энергии масс, который требует новых героев-подвижников, всей своей деятельностью выражающих под­ линно народные интересы. Но наивно было бы думать, что теперь все ясно, что всегда и везде легко будет определить правильную линию поведения. Снова встают трудные за­ боты, возникают новые серьезные противо­ речия, продолжается борьба противополож­ ных тенденций (а без этого не может быть и движения вперед). Бесконфликтная идил­ лия никогда не наступит. А. Авдеенко в заметке «Новая сказка про белого бычка». О телефильме «Архангельский мужик» («Правда», 1987, 15 февраля) сообщил, что в Архангельском обкоме партии не жалуют Николая Сивкова, героя этого документаль­ ного фильма, кое-кому очень хотелось, что­ бы о нем не узнала страна. А ведь Сивков, работая на семейном подряде, выкармлива­ ет шестьдесят бычков, обеспечивает мясом более 350 человек, в тридцать с' лишним раз больше, чем в среднем по стране работ­ ник агропромышленного комплекса. И вот этому неординарному человеку трудно в на­ ше время, в период перестройки, когда со ­ вершенствуются общественные отношения, активизируется вся система политических институтов, углубляется социалистическая демократия, расширяются демократические принципы управления, укрепляется социаль­ ная справедливость, устраняется из нашей жизни фальшивая идеализация, нормой ста­ новится правда и гласность.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2