Сибирские огни, 1988, № 5
этот желтозубый бобер завалил естествен но текущую реку науки для того только, чтоб создать себе удобное жилье». Особый акцент в романе сделан на губи тельных последствиях слепой веры в дог маты. В упомянутой выше беседе с В. Ду- динцевым читаем: «Слепая вера опасна. Надо не верить, а знать. Наука — это не ре лигия, и скепсис не мешает ученому, а по могает проверить, правильно ли сделано им открытие». Центральный герой романа Федор Иванович Дежкин в детстве, буду чи пионером, не ведая, что творит, думая, что он поступает принципиально, очень х о рошо, как это и требуется от настоящего советского человека, сообщил то, что по служило поводом для ареста невинного хо рошего человека. Это стало суровым ур о ком для Дежкина, всю жизнь он помнил о своей невольной вине и не хотел больше творить зло. Отправившись по указанию академика Рядно «вейсманистов-морга- нистов шерстить», он все больше начинает убеждаться в несостоятельности лысенков- ской теории и в истинности позиции тех ученых, которых он должен разоблачить. Когда у власти в биологической науке на ходились невежды и карьеристы, когда по рядочность, принципиальность, бескомпро миссное служение истине приносили уче ным унижения, страдания и даже смерть, Дежкин д о поры до времени использовал приемы двойной игры, делая вид, что он следует требованиям Рядно, а в действи тельности он всеми силами помогал чест ным ученым сохранить новый высокоуро жайный сорт картофеля. Общественные о б стоятельства, связанные в конечном счете с трагическими последствиями культа лич ности, вынуждали Дежкина скрывать свои изменившиеся взгляды на генетику, свои подлинные намерения и не обнародовать свою новую правду, ту истину, которой он начал поклоняться, за которую стал безза ветно бороться, подвергая себя смертельной опасности. Анализ многих произведений, опублико ванных в последние годы, в том числе р о манов и повестей «Вы бор» и «Игра» Ю. Бондарева, «Печальный детектив» В. Астафьева, «П ож ар» В. Распутина, «В се впереди» В. Белова, «И дольше века длится день» и «Плаха» Ч. Айтматова, «Н овое назначение» А. Бека, «Зубр» Д. Гранина, позволяет заметить, что в них обозначилась устремленность к изображе нию такого типа общественных отношений, когда обстоятельства драматически, а по рой трагически осложняли жизнь человека. Герои начинают испытывать муки одино чества, не знают, что делать, чтобы улуч шить, преобразовать жизнь по законам кра соты и справедливости, эффективно проти востоять злу и неправде. С этой точки зре ния в современной советской прозе появились соприкосновения с литературой критического реализма в изображении отно шений между героем и общественными о б стоятельствами. Серьезной общественной бедой стало то, что «слишком много мы перекладываем на плечи общества, освобождая тем самым че ловека от необходимости отвечать за себя» (В. Распутин). Еще более категорично, но по своей сути верно, заявила С. Алексие- вич: «...Мы разрешали себе молчать, видя, что процветают ложь, коррупция, карье ризм... Мы оказались так развращены, что способны найти себе оправдание, киваем на обстоятельства, мол, по-другому было не возможно» (С. Алексиевич. У каждого — своя тайна. — «Литературная газета», 1987, 11 марта). М. Горький говорил, что человека создает сопротивление окружающей среды. Его герои не оправдывают свои недостатки, свою жизнь неблагоприятными обстоятель ствами, они считают, что каждый человек ответствен за то, что происходит вокруг него. Коновалов в одноименном рассказе говорит: «К то перед нами виновен? Сами мы перед собой виноваты...» В какой-то ме ре перекликается с горьковским героем Кры мов в романе Ю. Бондарева «И гра», он заявляет: «Знаешь, в чем вина мировой ин теллигенции, и в том числе наша с тобой? Сон, инерция разума и покорность обстоя тельствам. Все мы пленники обстоятельств». Конечно, жить в обществе и быть свобод ным от общества нельзя. Личностные уста новки человека формируются господствую щим в обществе идеологическим настроем, материально-бытовыми условиями. В годы пресловутого застоя, когда много говорилось о новом человеке, когда чрез мерно сильно уповали на высокую созна тельность советских людей при решении важнейших экономических и воспитатель ных задач, мы не всегда хорошо руководст вовались материалистическим подходом в своей общественной практике. В самом де ле, наши сами по себе хорошие лозунги бы ли всем хорошо известны и ясны, но немало людей считало их нужными только для про изнесения красивых речей, разрыв между словом и делом, между лозунгами и жизнью отнюдь не уменьшался, получила распро странение «двойная мораль» (для себя — одни понятия и установки, а для трибуны и печати ~ другие). Для нас очень важно правильно оцени вать диалектическое соотношение субъек тивного и объективного, идеального и реального в жизни и литературе. Нельзя ожидать каких-то чудодействен ных результатов от самых хороших лозунгов, но вместе с тем нельзя забывать, что идеи, овладевшие массами, становятся материальной силой, необходимо учитывать то или иное участие самого человека в фор мировании общественных условий жизни. Сейчас в публицистике и художественной литературе настойчиво высказывается мысль о том, что нельзя нравственную несостоя тельность человека объяснять лишь воздей ствием неблагоприятных обстоятельств. С. Антонов в своем интервью «За кулисами повести» («Литературная газета», 1987, 17 июня) говорил: «...Я не поклонник школьной аксиомы: человек — продукт среды. Среда не просто совокупность безликих социаль ных отношений. Для меня это и окружаю щая меня природа, и моя история, и тради ции, и, главное, мои родные и друзья, ко торым я верю. Каким я стану — во мно гом зависит от меня, от моего врожденного характера. ...Так что речь надо вести не о продукте, а о непрерывном взаимодействии человека и окружающей его среды. При этом человек сознательно или бессознатель но всегда пытается приспособить среду к своему характеру», В романе В. Дудинцева
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2