Сибирские огни, 1988, № 5
ставленных проблем и тонизирует воздейст вие романа на мысль и чувство читателей. Почему же порядочные талантливые уче ные, всецело устремленные к истине, к дей ствительному познанию закономерностей жизни, оказывались бесправными и безза щитными? Почему могли процветать, благо денствовать, такие, как «народный акаде мик» Рядно, в котором, по справедливому мнению Г. Мурикова, замечается сам Лы сенко, хотя автор формально и отделил их друг от друга? Конечно, дело тут не только в железной хватке таких лженародных ака демиков и умении гипнотизировать выше стоящих руководителей. Г. Муриков в ста тье «Дело, которому служишь» («Литера турная Россия», 1987, 17 апреля) видит в невежестве ту питательную среду, где обиль но произрастают подобные «цветы зла». Г. Муриков объясняет возникшее зло, кото рое приобрело черты нелепости, духовной узостью, нравственной слепотой, неуваже нием к прошлому, к истории, к деяниям предков, циничным глумлением над па мятью минувшего. Согласимся с этими суж дениями, но отметим, что они требуют уточ нений и конкретизации. Сам В. Дудинцев на вопрос, почему все же побеждает Рядно, ответил: «Во-первых, победа Рядно и вооб ще победы людей зла над людьми добра — частные победы, и объясняются они корен ными свойствами зла и добра. Первые поль зуются в борьбе приемами и средствами, за прещенными среди вторых и хотя бы фор мально отрицаемыми общественным мнени ем. Вторые же ограничивают себя различны ми нравственными нормами» («Цветы исти ны и надежды». Писатель Владимир Дудин цев — о своем романе и современниках. — «Правда», 1987, 10 мая). Это объяснение верно раскрывает одну из причин временно го торжества зла, но недостаточно характе ризует своеобразие изображаемого в романе времени. Нельзя считать лысенковщину в науке чистой случайностью, не свя занной с предшествующей историей в развитии нашего общества, и в какой- то мере с такими страницами в ней, как репрессии тридцатых годов и, возмож но, с тем административно-волюнтаристским методом проведения коллективизации, кото рая была исторически необходима, но кото рую провели в нашей стране неоправданно поспешно, отнюдь не по-ленински, что до сих пор отрицательно, самым чувствитель ным образом сказывается на обеспеченности нашего населения сельскохозяйственными продуктами. В возникновении лысенковщины сыграли свою роль конкретные исторические обстоя тельства, в том числе, осмелюсь сказать, и сами революционные, в целом бесспорно по ложительные, поистине великие, имеющие мировое значение преобразования, проис- щедшие в нашей стране после Октябрьской революции. В каждую историческую эпоху в каждом значите.чьном общественном явле нии есть то, что служит прогрессу и добру, но вместе с тем в нем — в потенции — есть и такое, что может творить в соответствую щих условиях зло. В годы революции рущи- лись старые юридические и нравственные за коны, а чтобы сформировались, окончатель но определились и закрепились новые в об щественном сознании и законодательстве, — для этого было необходимо много времени. В эпоху ожесточенной классовой борьбы вольно или невольно умалялось значение общечеловеческих нравственных ценностей, вполне закономерным представлялось отре чение от своего «я» во имя коллективных интересов, во имя служения революции и несущественным — недостаточная защи-' щенность свободы и достоинства личности. Затем в силу некоторых исторических обстоятельств были выведены из-под крити ки ряд серьезных общественных явлений, отрицательно сказывавшихся на социальном и нравственном состоянии советских людей Нарушение законности, принципов социа листической демократии, репрессии против честных людей— все это развязало руки невеждам, карьеристам, приспособленцам, которые широко использовали демагогию, жонглирование актуальными политическими лозунгами, мимикрию (зло маскировать под д обр о), по сути дела то, что в «Русском лесе» Л. Леонова названо миметизмом, в новых исторических условиях, если исходить из объективных результатов деятельности, а не из благих намерений сторонников Лы сенко, этот миметизм, это политическое притворство искусно пускалось в ход не только для того, чтобы шельмовать чест ных ученых и заполучить власть и блага, но и подрывать наше народное хозяйство и дискредитировать советский обществен ный ^:трой. В те годы, когда с особенной силой проявлялись последствия культа лич ности, противники таких лжеученых, как Лысенко, считающие, что наука должна развиваться свободно, без ограничений и указаний свыше, расценивались как люди, выступающие против самого Сталина — и в этих обстоятельствах заключается одна из важнейших основ трагической доли многих ученых. В романе Дудин- цева проблема герой и обстоятельства перерастает в проблему герой и общество, герой и эпоха, а в конечном счете — герой и история. В то время и хорошие в общем люди под час под воздействием «сверхугрозы», пре восходящей их силы, когда их судьбы ока зывались во власти враждебного природе «многословного безумия», когда стремле ние безнравственных душ к славе и почес тям не получали должного отпора, когда не было «сил и средств излечить все эти го ловы, любящие чужую бессмысленную ги бель»,— в таких условиях даже «хороший человек, и тот может дрогнуть», изменить самому себе, своим убеждениям. Однако, по мысли одного из героев рома на, «это уже будет не трусость, а катастро фа», но это не изменит нравственное лицо хорошего человека, который «останется тем, кем он был до своей погибели. И будет ис кать искупления...» Академик Посошков под воздействием подобной сверхугрозы не раз каялся в своих «грехах», отрекался от «заблуждений», «на августовской сессии прямо-таки кричал с трибуны», обещая «поддерживать авторитет академика Лы сенко». Но в конце концов то честное, принципиальное, что было заложено в нем, заставило его свернуть на истинно челове ческую дорогу и публично выступить про тив Рядно, в своем предсмертном письме он предрекал: «Я сделал дело. За него мне еще скажут спасибо. Думаю, что с этого дела начнет рушится и плотина, которой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2