Сибирские огни, 1988, № 5
рямый, дотошный, никогда не успокаиваю щийся, заряженный на непрестанное творче ство Бахирев. Настоящий — совестливый, принципиаль ный, активный — герой начинает бороться за улучшение условий жизни, если они не удовлетворяют его. Он не будет отступать, смиряться, он не струсит, не будет свое без действие оправдывать несчастливым стече нием обстоятельств. Ценой неимоверно труд ных издержек и в драматических осложне ниях давалась таким героям победа, на их долю выпадали очень трудные, подчас тра гические испытания: их снимали с работы, исключали из партии, сажали в тюрьму. Р. Солнцев написал пьесу «Статья», в ос нову которой положил действительную жизнь начальника Красноярской краевой инспекции государственного архитектурно- строительного контроля Н. Клепачева, честного, мужественного человека, открыто выступившего против приписок, против тех, кто обманывал государство. Его защищали писатели и журналисты, но строптивый правдолюбец был уволен, и «Литературная газета» не могла его защитить (П. Волин. «После третьего акта...» — «Литературная газета», 1987, 18 марта). Вот другой человек, Иван Никифорович Худенко, который выносил и выполнил уни кальный эксперимент, имеющий огромное общегосударственное значение. Судьба его дала основу для создания главного героя пьесы А. Ашимова (Акима Тарази) «В езу чий Букен» (1972). Как рассказали доктор экономических наук В. Белкин и кандидат экономических наук В. Переведенцев в ста тье «Драма Акчи» («Литературная газета», 1987, 1 апреля), в хозяйстве Худенко произ водительность труда была в 6 раз, а зара боток втрое выше, чем в обычных совхозах. В другом экспериментальном совхозе («Илийском») в первом же году работы по безнарядной системе сбор зерна «увеличил ся в 2,3 раза, а численность работников в полеводстве снизилась с 863 до 85 чело век». По мнению авторов статьи, этот эксперимент — будущее советского сельско го хозяйства: «Если бы модель Худенко бы ла своевременно воспринята нашим сель ским хозяйством, Советский Союз, быть мо жет, уже не импортировал, а наоборот, эк спортировал сельскохозяйственную продук цию». Однако тогдашние руководители го сударства ознакомились с выдающимся по результатам экспериментом и вынесли при говор: «Дело преждевременное». Это начина ние не смогли спасти видные ученые и пу блицисты, поддержавшие его в газетах «Правда», «Известия», «Сельская жизнь». Спектакль, поставленный по пьесе «Везучий Букен», где показывались противники эк сперимента, лишь один раз увидели зрите ли в Казахском академическом театре дра? мы Алма-Аты, а на следующий день после спектакля Худенко арестовали, он умер в заключении. Как видим, здесь тесно пере плелись жизнь и литература. И на судьбах людей и на развитии литературы отража лось давление неблагоприятных обществен ных обстоятельств, корни которых уходили в недостаточную гарантированность, недо статочную эффективность некоторых звень ев нашей демократии. Трагический парадокс судьбы Худенко заключался в том, что он, честный, талант ливый человек, настоящий патриот, глубоко верящий в торжество социалистической справедливости, целиком отдавший всего се бя борьбе за улучшение жизни советского народа, столкнулся с догматиками и при способленцами, с безнравственными пере рожденцами, которые раздавили его, дейст вуя от имени народа. Они занимали высо кие посты и могли олицетворять в сознании немалой части людей нашу власть и нашу партию. Такова новая — трагическая по своей сути — вариация старой проблемы взаимоотношений между личностью и госу дарством, личностью и обществом, челове ком и общественными обстоятельствами. Такие факты могли подталкивать извест ную часть людей на мучительную раздвоен ность, на сделку с совестью, на пассивность, конформизм, на подчинение обстоятельствам или приводили некоторых из них к нрав ственно-психологическому надлому, к разо чарованию в наших общественных идеалах. Недооценка гласности, критики и самокри тики, обстановка благодушия и вседозволен ности, безответственность, круговая порука, отсутствие должного порядка, бесхозяйст венность, ослабление дисциплины приводили к рецидивам мелкобуржуазного сознания, к проявлению бездуховности и скептицизма, к формированию психологии маленького человека с его общественным равнодушием, одиночеством, отчужденностью от результа тов своего труда. С этим связано то, что в современной литературе нередко изобража ются герои, которые становятся рабами о б стоятельств, пассивно относятся к жизни. На такие позиции начинает переходить Лиза в романе И. Герасимова «Радости земные» (1984), у которой проявляется практицизм, которая отвергает романтику, альтруизм и т. д. Окончив аспирантуру, защитив диссер тацию, она была обижена на работе, столк нулась с наглой несправедливостью и при шла к грустному выводу: «...Если хочешь что-то добиться, нужно считаться с обстоя тельствами, которых все равно не одолеешь». Вопиющая несправедливость, которая очень дорого обошлась нашему народу, рас крывается в романе В. Дудинцева «Белые одежды » (1987). Основные события в нем разворачиваются в конце сороковых годов, когда после печально известной сессии ВАСХНИЛ Лысенко и его последователи стали повсеместно расправляться с учеными генетиками, которые, проповедуя «вейсма низм-морганизм», якобы отходили от мате риалистических позиций в биологической науке. Белый цвет в русской литературе нередко олицетворяет целомудрие и чистоту, но зна чительно чаще он соотносится с мотивом смерти. В. Дудинцев в своем романе утвер ждает, что белые одежды надевают только от великой скорби, именно такая пронзи тельная скорбь, приобретающая трагическую тональность, пронизывает многие страницы этого далеко не заурядного произведения. И эта скорбь связана не с опустошительны ми событиями войны, когда, люди герои чески погибали, защищая родину от инозем ных захватчиков, а с послевоенными мир ными годами, когда честные ученые под вергались чудовищно несправедливым же стоким гонениям и даже обрекались на смерть. Присущий «Белым одеждам» публи цистический пафос усиливает остроту по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2