Сибирские огни, 1988, № 5

рямый, дотошный, никогда не успокаиваю­ щийся, заряженный на непрестанное творче­ ство Бахирев. Настоящий — совестливый, принципиаль­ ный, активный — герой начинает бороться за улучшение условий жизни, если они не удовлетворяют его. Он не будет отступать, смиряться, он не струсит, не будет свое без­ действие оправдывать несчастливым стече­ нием обстоятельств. Ценой неимоверно труд­ ных издержек и в драматических осложне­ ниях давалась таким героям победа, на их долю выпадали очень трудные, подчас тра­ гические испытания: их снимали с работы, исключали из партии, сажали в тюрьму. Р. Солнцев написал пьесу «Статья», в ос­ нову которой положил действительную жизнь начальника Красноярской краевой инспекции государственного архитектурно- строительного контроля Н. Клепачева, честного, мужественного человека, открыто выступившего против приписок, против тех, кто обманывал государство. Его защищали писатели и журналисты, но строптивый правдолюбец был уволен, и «Литературная газета» не могла его защитить (П. Волин. «После третьего акта...» — «Литературная газета», 1987, 18 марта). Вот другой человек, Иван Никифорович Худенко, который выносил и выполнил уни­ кальный эксперимент, имеющий огромное общегосударственное значение. Судьба его дала основу для создания главного героя пьесы А. Ашимова (Акима Тарази) «В езу­ чий Букен» (1972). Как рассказали доктор экономических наук В. Белкин и кандидат экономических наук В. Переведенцев в ста­ тье «Драма Акчи» («Литературная газета», 1987, 1 апреля), в хозяйстве Худенко произ­ водительность труда была в 6 раз, а зара­ боток втрое выше, чем в обычных совхозах. В другом экспериментальном совхозе («Илийском») в первом же году работы по безнарядной системе сбор зерна «увеличил­ ся в 2,3 раза, а численность работников в полеводстве снизилась с 863 до 85 чело­ век». По мнению авторов статьи, этот эксперимент — будущее советского сельско­ го хозяйства: «Если бы модель Худенко бы­ ла своевременно воспринята нашим сель­ ским хозяйством, Советский Союз, быть мо­ жет, уже не импортировал, а наоборот, эк­ спортировал сельскохозяйственную продук­ цию». Однако тогдашние руководители го­ сударства ознакомились с выдающимся по результатам экспериментом и вынесли при­ говор: «Дело преждевременное». Это начина­ ние не смогли спасти видные ученые и пу­ блицисты, поддержавшие его в газетах «Правда», «Известия», «Сельская жизнь». Спектакль, поставленный по пьесе «Везучий Букен», где показывались противники эк­ сперимента, лишь один раз увидели зрите­ ли в Казахском академическом театре дра? мы Алма-Аты, а на следующий день после спектакля Худенко арестовали, он умер в заключении. Как видим, здесь тесно пере­ плелись жизнь и литература. И на судьбах людей и на развитии литературы отража­ лось давление неблагоприятных обществен­ ных обстоятельств, корни которых уходили в недостаточную гарантированность, недо­ статочную эффективность некоторых звень­ ев нашей демократии. Трагический парадокс судьбы Худенко заключался в том, что он, честный, талант­ ливый человек, настоящий патриот, глубоко верящий в торжество социалистической справедливости, целиком отдавший всего се­ бя борьбе за улучшение жизни советского народа, столкнулся с догматиками и при­ способленцами, с безнравственными пере­ рожденцами, которые раздавили его, дейст­ вуя от имени народа. Они занимали высо­ кие посты и могли олицетворять в сознании немалой части людей нашу власть и нашу партию. Такова новая — трагическая по своей сути — вариация старой проблемы взаимоотношений между личностью и госу­ дарством, личностью и обществом, челове­ ком и общественными обстоятельствами. Такие факты могли подталкивать извест­ ную часть людей на мучительную раздвоен­ ность, на сделку с совестью, на пассивность, конформизм, на подчинение обстоятельствам или приводили некоторых из них к нрав­ ственно-психологическому надлому, к разо­ чарованию в наших общественных идеалах. Недооценка гласности, критики и самокри­ тики, обстановка благодушия и вседозволен­ ности, безответственность, круговая порука, отсутствие должного порядка, бесхозяйст­ венность, ослабление дисциплины приводили к рецидивам мелкобуржуазного сознания, к проявлению бездуховности и скептицизма, к формированию психологии маленького человека с его общественным равнодушием, одиночеством, отчужденностью от результа­ тов своего труда. С этим связано то, что в современной литературе нередко изобража­ ются герои, которые становятся рабами о б ­ стоятельств, пассивно относятся к жизни. На такие позиции начинает переходить Лиза в романе И. Герасимова «Радости земные» (1984), у которой проявляется практицизм, которая отвергает романтику, альтруизм и т. д. Окончив аспирантуру, защитив диссер­ тацию, она была обижена на работе, столк­ нулась с наглой несправедливостью и при­ шла к грустному выводу: «...Если хочешь что-то добиться, нужно считаться с обстоя­ тельствами, которых все равно не одолеешь». Вопиющая несправедливость, которая очень дорого обошлась нашему народу, рас­ крывается в романе В. Дудинцева «Белые одежды » (1987). Основные события в нем разворачиваются в конце сороковых годов, когда после печально известной сессии ВАСХНИЛ Лысенко и его последователи стали повсеместно расправляться с учеными генетиками, которые, проповедуя «вейсма­ низм-морганизм», якобы отходили от мате­ риалистических позиций в биологической науке. Белый цвет в русской литературе нередко олицетворяет целомудрие и чистоту, но зна­ чительно чаще он соотносится с мотивом смерти. В. Дудинцев в своем романе утвер­ ждает, что белые одежды надевают только от великой скорби, именно такая пронзи­ тельная скорбь, приобретающая трагическую тональность, пронизывает многие страницы этого далеко не заурядного произведения. И эта скорбь связана не с опустошительны­ ми событиями войны, когда, люди герои­ чески погибали, защищая родину от инозем­ ных захватчиков, а с послевоенными мир­ ными годами, когда честные ученые под­ вергались чудовищно несправедливым же­ стоким гонениям и даже обрекались на смерть. Присущий «Белым одеждам» публи­ цистический пафос усиливает остроту по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2