Сибирские огни, 1988, № 5
бы своей семьи с судьбой Родины. Он воо душевлялся очень понятной, конкретной целью — защитить Родину, свой дом, жизнь близких от посягательства врага. Само вре мя требовало — очень властно — подвига от советского человека. На фронте он ста новился в такие обстоятельства, что у него было только два решения: либо, героически сражаясь, победить врага, либо, струсив, предать свой народ, а третьего пути не бы ло. В военное время в человеке очень ярко отражались либо лучшие качества, реши тельно подавляющие у него мелкое и недо стойное, либо — у ничтожных людей, — наоборот, преобладающими становились шкурнические помыслы и чувства. Если во время войны главное для чело века было предельно ясно, то в последующие годы настолько осложнились отношения лю дей, настолько многое запуталось, что не редко было нелегко решиться даже сильно му человеку выступить против негативной тенденции, особенно тогда, когда она явля ется аксиоматичным положением для мно гих людей. Многие думали: начнешь ты безбоязненно бороться с недостатками, а в результате приобретешь позорную репута цию не просто неуживчивого, а скандально склочного человека. Вот сегодня я выступлю на собрании, прямо скажу о распространяю щемся зле, которое тормозит наше движение вперед, а поддержки не получу, найдутся Грацианские, которые закричат на всех пе рекрестках о моем сомнительном политиче ском лице, издергают мне нервы, доведут д о инфаркта. Чего же я добьюсь? Кому при несу пользу? Не лучше ли промолчать, если другие тоже знают, что знаю и я, но мол чат, поддакивают, хвалят то, что подлежит осуждению, и смотри, процветают люди. И это же поддерживается официально, и по радио, и по телевидению, и в газетах, и в журналах говорится с похвалой. Дело в том, что в пору застоя было много возможностей уклоняться от открытой схватки со злом и не терять в общем-то репутации порядочно го человека. М ожно так рассуждать, оправ дывая себя, как это сделал рабочий Белго род-Днестровского медико-инструментально го завода А. Никитов, доказывая, что рядо вой человек не всегда может проявить дол жную социальную активность, хотя тоскует по ней: «Видя зло, он в силу различных о б стоятельств бороться с этим злом возможно сти не имеет: либо у него просто-напросто нет на это полномочий, либо борьба полу чается слишком неравной. И даже если он и одерживает победу, то цена ее слишком высока» («Литературная газета», 1984, 4 июля). Такие настроения могут формировать пси хологию пресловутого маленького человека (о нем все чаще начинают говорить в нашей печати) с его общественным равнодушием, душевным одиночеством, отчужденностью от результатов своего труда. Но почему у нас появилось немало людей с пассивным отношением к жизни, для которых важнее всего спокойствие? Как отмечалось на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС, возникшие в период застоя элементы экономической и социаль ной коррозии отрицательно сказались на духовном настрое общества, на нравствен ности людей. Укоренилось «чувство невме шательства» в трудные общественные дела. люди стали молчать, когда норм альваа со весть должна была бы призвать их к не медленному действию. Доктор философских наук В. Ф. Сбытой в статье «Исцеление кри тикой» («Советская Россия», 1987, 25 мар та) сообщил, что новосибирские социологи провели исследования состояния критики и самокритики в партийных организациях го рода и обнаружили: «Практически каждый из опрошенных ответил, что предпочитает с критикой не выступать, потому что на нее никто не реагирует, мер по критическим за мечаниям и предложениям не принимается и критикующим от открытой правды одни неприятности». Однако совесть не перевелась у наших людей, и в самой жизни не переводились активные бесстрашнь^ борцы за правду, справедливость, за тбржество наших дней, за государственные и народные интересы. Но необходимо отметить, что человек с под линно партийным взглядом на жизнь, раз мышляющий над вопросами общ егосудар ственного масштаба, непримиримый к недо статкам, всеми силами стремящийся отстаи вать свои позиции, преодолевать неблаго приятное стечение обстоятельств не может не быть конфликтным и очень трудным, да же нежелательным для тех руководителей, которые заражены консерватизмом и бюро кратизмом, которые ценят прежде всего по слушность, угодничество и не терпят ини циативных, самостоятельных в своих суж дениях и решениях работников. Как сооб щил Герой Социалистического Труда В. Стародубцев в статье «Пробудить инте рес» («Известия», 1987, 12 апреля), с 1964 года из 408 руководителей колхозов и сов хозов в Тульской области остались на своих местах лишь 14, «а среди них было немало отличных хозяев. И дело не только в том, что мы теряли их, а в том, что по сути шла обратная селекция: деловой, самостоятель ный, думающий человек замещался красно баем, угодливым исполнителем с гибким хребтом». И такое встречалось не только в этой области, и не только в сельском хо зяйстве. В Обращении ЦК КПСС к советско му народу говорилось: «Дорогой ценой пришлось расплачиваться за отступления от ленинских принципов и методов строитель ства нового общества, за нарушения социа листической законности, демократических норм жизни в партии и обществе, за волюн таристские ошибки, за догматизм в мышле нии, инерцию в практических действиях» («Правда», 1987, 15 марта). Все это в нема лой степени определяло жизнь нашего о б щества, идеологический настрой в нашей стране, все то, что подразумевается под жизненной средой, окружающей человека. Не будем сбрасывать со счета высказы вавшуюся в печати мысль о том, что в этих случаях писателям было очень трудно най ти верную линию поведения крупного по своему характеру, активного героя. Ее мож но подтвердить и работой А. Фадеева над романом «Черная металлургия» и творче ским опытом Г. Николаевой, которая в ро мане «Битва в пути» выхватила из жизни жгучую производственную проблему, ярко обнажила язвы, присущие нашей промыш ленности, но, как хорошо сейчас понятно, решила эту проблему без должного учета сильнейшего воздействия общественных об стоятельств на жизнь таких людей, как уп
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2